Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
материал

Погонец Ирина Валерьевна

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.

Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_po_razvitiyu_rechi.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Форма проведения - деловая игра

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы  речевого развития  дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Повестка дня:

Теоретическая часть:

1.Вступление

2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.

3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи

4. Отчет воспитателей: «Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников» (демонстрация дидактической игры)0000

Практическая часть: 

5. Деловая игра «Развиваем речь»

6.Разное

Рефлексия.

Ход педсовета:

1.Вступление

 Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.

Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.

2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.

3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи

4. Отчет воспитателей, учителя - логопеда: "Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников»

5. Разное

Практическая часть: 

Деловая игра «Развиваем речь»

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Прежде, чем перейти к игре, я хочу вас настроить на успешную работу - «Квик – настройка»:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и

стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Теперь переходим к игре.

Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.

Ведущий напоминает правила игры:

— уметь слушать других;

— вырабатывать общее решение вопроса;

— принимать активное участие в игре;

— соблюдать культуру речи и тактичность.

Задание 1 «Приветствие»

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)

Задание 2 «Разминка»

 На ёлке висят «шишки» с вопросами. Каждая команда по очереди подходят к дереву берут «шишку» с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. (за правильный ответ 1 балл)

1.Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки (импровизация)
2.Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)

3.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
4.Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы (бибабо)
5.Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков. слогов, слов, фраз(дикция) 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
8.Жанр литературного произведения, используемый в доу для пересказа детьми (сказка)

9.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).

10.Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).

11.Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).

12.Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).

Задание 3 Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:

Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).

Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

Задание 4 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

1 команда:

1 Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

2 команда:

2.Я купила кошке к празднику сапожки

Причесала ей усы, сшила новые трусы

Только как их одевать?

Хвостик некуда девать.

5.Музыкальная пауза

Музыкальный руководитель исполняет 4 мелодии русских народных песен или плясок, игроки должны отгадать их название. За правильный ответ – 1 балл.

Задание 6 «Посади божью коровку на нужный цветок»

Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы. На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.

Словесный:

 -Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения.

-Заучивание наизусть.

-Беседа по произведению.

-Прослушивание грамзаписи.

 Практический:

 -Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации.

-Дидактические игры.

-Использование разных видов театра.

-Игровая деятельность.

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

-Показ движений пальцами, руками.

-Схемы.

-Алгоритмы.

-Просмотр видеофильмов, диафильмов.

Задание 7 «Найдите лишнюю пословицу»

Найдите лишнюю пословицу:

1 команда:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

2 команда: 

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Кто в лес, кто по дрова»

«Без корня и полынь растет»

(ответ: третья пословица)

                                                

Задание 8 «Шуточная викторина!»

Вопрос:- Кто из героев сказок мог дать такое объявление?

1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину» (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. «Несу золотые яйца. Дорого!»

(«Курочка Ряба» из р. н. сказки)

3. «Отмою всё!»

(«Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)

4. «Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую         вознаграждение!».

(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А.       Толстого.)

5. «Отнесу пирожок вашей бабушке!»

(«Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)

6. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»

(«Доктор Айболит»- из сказки К. И. Чуковского)

7. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.

(“Гуси-лебеди”).

8. «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.»

(«Кот и лиса», Котофей Иванович)

Задание 9 «Нарисуй и отгадай фразеологизм»

Отгадать загадки:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют – кто в лес, кто … (по дрова) !

Ребята слушать их не станут:

От этих песен уши … (вянут) !

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет … (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши … (бил) с утра!

Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).

Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать. Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».

На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.

За каждый разгаданный фразеологизм команда получает один балл. Готовы? Время пошло.

Фразеологизмы для 1 команды:

капля в море;

обвести вокруг пальца.

Фразеологизмы для 2 команды:

кот наплакал;

как ветром сдуло.

Задание 10: Составьте правильно пословицу

1.Лень человека кормит, а труд портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

2.Выловишь из пруда рыбку и не без труда.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

3.Душа вместе, так и на месте вся семья.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

4.Один раз отмерь, семь - отрежь.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

5.Не имей сто друзей, а имей сто рублей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

6.Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

7.Конь дрожит – земля бежит.

Конь бежит – земля дрожит.

8.Кто много, много знает тот читает.

Кто много читает, тот много знает.

Рефлексия

А сейчас мы обобщим все знания, полученные на деловой игре. Мы будем создавать картину. (Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, вырезанные заранее).

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильностьлогичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность(Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?

 Не секрет, что речь педагогов не всегда бывает правильной. Мы допускаем ошибки, часто используем слова-паразиты, неправильное словообразование, ударение.

Воспитатель – не просто человек, а человек, который находится в ответе за своих воспитанников. Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.

Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.

Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на небольших листочках написать пожелания рекомендации, ваше настроение после игры. Приклеить их на этот «Чемоданчик», «наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться мне в дальнейшей работе.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы

способствующие речевому развитию детей.

Решение педагогического совета.

1. Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели групп

2.Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели групп

3.Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели групп

4.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Срок: январь-февраль 2023 года

Ответственные: воспитатели старших и подготовительных групп

5.Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков детской литературой.

Срок: до 31.01.2023 года 

Ответственные: воспитатели групп

6.Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста.

Срок: до 31.01.2023 года

Ответственные: воспитатели групп

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

Группа раннего развития

1 Картинки по лексическим темам

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные картинки.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.)

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

Младшая группа

1 Картинки по лексическим темам (альбомы).

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.).

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

Средняя группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

Старшая группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз. работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

Подготовительная группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз.работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

8 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Оценочный лист деловой игры

«Развиваем речь»

Задание

Шкала оценивания

Оценка

1

Приветствие: название и девиз команды

максимально 5 баллов

2

Разминка

за каждый правильный ответ- 1 балл

3

«Похожие слова»

максимально 3 балла

4

«Мнемотаблица»

максимально 5 баллов

5

Музыкальная пауза

за каждый правильный ответ- 1 балл

6

«Посади божью коровку на нужный цветок»

максимально 5 баллов

7

«Найдите лишнюю пословицу»

за каждый правильный ответ

8

«Шуточная викторина»

за каждый правильный ответ

9

«Отгадай-ка»

за каждый правильный ответ

10

«Составь правильно пословицу»

за каждый правильный ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Связная речь подразумевает умение ребенка выстраива...

Педагогический совет на тему: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Проблема развития речи является одной из актуальных, поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. С целью совершенствования работы ...

Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

laquo;Формирование социально-коммуникативной  компетентности  дошкольниковв соответствии с требованиями  ФГОС ДО»....

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...