Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
материал
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.
К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_po_razvitiyu_rechi.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Форма проведения - деловая игра
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Повестка дня:
Теоретическая часть:
1.Вступление
2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.
3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи
4. Отчет воспитателей: «Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников» (демонстрация дидактической игры)0000
Практическая часть:
5. Деловая игра «Развиваем речь»
6.Разное
Рефлексия.
Ход педсовета:
1.Вступление
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.
К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.
3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи
4. Отчет воспитателей, учителя - логопеда: "Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников»
5. Разное
Практическая часть:
Деловая игра «Развиваем речь»
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Прежде, чем перейти к игре, я хочу вас настроить на успешную работу - «Квик – настройка»:
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Теперь переходим к игре.
Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.
Ведущий напоминает правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— соблюдать культуру речи и тактичность.
Задание 1 «Приветствие»
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)
Задание 2 «Разминка»
На ёлке висят «шишки» с вопросами. Каждая команда по очереди подходят к дереву берут «шишку» с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. (за правильный ответ 1 балл)
1.Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки (импровизация)
2.Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
4.Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы (бибабо)
5.Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков. слогов, слов, фраз(дикция)
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
8.Жанр литературного произведения, используемый в доу для пересказа детьми (сказка)
9.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).
10.Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).
11.Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).
12.Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).
Задание 3 Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
2 команда:–
Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).
Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)
Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)
Задание 4 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
1 команда:
1 Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
2 команда:
2.Я купила кошке к празднику сапожки
Причесала ей усы, сшила новые трусы
Только как их одевать?
Хвостик некуда девать.
5.Музыкальная пауза
Музыкальный руководитель исполняет 4 мелодии русских народных песен или плясок, игроки должны отгадать их название. За правильный ответ – 1 балл.
Задание 6 «Посади божью коровку на нужный цветок»
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы. На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.
Словесный:
-Вопросы к детям по содержанию произведений.
-Пересказ произведения.
-Заучивание наизусть.
-Беседа по произведению.
-Прослушивание грамзаписи.
Практический:
-Элементы инсценировки.
-Игры-драматизации.
-Дидактические игры.
-Использование разных видов театра.
-Игровая деятельность.
Наглядный:
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
-Показ движений пальцами, руками.
-Схемы.
-Алгоритмы.
-Просмотр видеофильмов, диафильмов.
Задание 7 «Найдите лишнюю пословицу»
Найдите лишнюю пословицу:
1 команда:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
(ответ: третья пословица)
2 команда:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Кто в лес, кто по дрова»
«Без корня и полынь растет»
(ответ: третья пословица)
Задание 8 «Шуточная викторина!»
Вопрос:- Кто из героев сказок мог дать такое объявление?
1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину» (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)
2. «Несу золотые яйца. Дорого!»
(«Курочка Ряба» из р. н. сказки)
3. «Отмою всё!»
(«Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)
4. «Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую вознаграждение!».
(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А. Толстого.)
5. «Отнесу пирожок вашей бабушке!»
(«Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)
6. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»
(«Доктор Айболит»- из сказки К. И. Чуковского)
7. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.
(“Гуси-лебеди”).
8. «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.»
(«Кот и лиса», Котофей Иванович)
Задание 9 «Нарисуй и отгадай фразеологизм»
Отгадать загадки:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют – кто в лес, кто … (по дрова) !
Ребята слушать их не станут:
От этих песен уши … (вянут) !
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет … (до корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь … (землю провалиться).
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши … (бил) с утра!
Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).
Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать. Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».
На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.
За каждый разгаданный фразеологизм команда получает один балл. Готовы? Время пошло.
Фразеологизмы для 1 команды:
капля в море;
обвести вокруг пальца.
Фразеологизмы для 2 команды:
кот наплакал;
как ветром сдуло.
Задание 10: Составьте правильно пословицу
1.Лень человека кормит, а труд портит.
Труд человека кормит, а лень портит.
2.Выловишь из пруда рыбку и не без труда.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3.Душа вместе, так и на месте вся семья.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
4.Один раз отмерь, семь - отрежь.
Семь раз отмерь, один - отрежь.
5.Не имей сто друзей, а имей сто рублей.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
6.Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
7.Конь дрожит – земля бежит.
Конь бежит – земля дрожит.
8.Кто много, много знает тот читает.
Кто много читает, тот много знает.
Рефлексия
А сейчас мы обобщим все знания, полученные на деловой игре. Мы будем создавать картину. (Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, вырезанные заранее).
Культура речи
Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)
Он образец красивой речи.
Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд,
Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво,
Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко.
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло.
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая!
Ведь от неё поёт душа!
Сей стих приобретет известность.
И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)
Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)
Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)
Вот задача педагога –
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью,
Её величеством и силой.
Ну, а знания о речи
Только радость приносили!
Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?
Не секрет, что речь педагогов не всегда бывает правильной. Мы допускаем ошибки, часто используем слова-паразиты, неправильное словообразование, ударение.
Воспитатель – не просто человек, а человек, который находится в ответе за своих воспитанников. Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.
Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.
Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на небольших листочках написать пожелания рекомендации, ваше настроение после игры. Приклеить их на этот «Чемоданчик», «наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться мне в дальнейшей работе.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы
способствующие речевому развитию детей.
Решение педагогического совета.
1. Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели групп
2.Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3.Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
4.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).
Срок: январь-февраль 2023 года
Ответственные: воспитатели старших и подготовительных групп
5.Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков детской литературой.
Срок: до 31.01.2023 года
Ответственные: воспитатели групп
6.Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста.
Срок: до 31.01.2023 года
Ответственные: воспитатели групп
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
Группа раннего развития
1 Картинки по лексическим темам
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные картинки.
7 Различные виды театров.
8 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.)
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
Младшая группа
1 Картинки по лексическим темам (альбомы).
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7 Различные виды театров.
8 Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,
гладит т.д.).
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
Средняя группа
1 Картинки по лексическим темам.
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7 Различные виды театров.
8 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,
гладит т.д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9 Зеркало или индивидуальные зеркала.
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
Старшая группа
1 Картинки по лексическим темам.
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз. работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8 Зеркало или индивидуальные зеркала.
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
Подготовительная группа
1 Картинки по лексическим темам.
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз.работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
8 Зеркало или индивидуальные зеркала.
Оценочный лист деловой игры
«Развиваем речь»
№ | Задание | Шкала оценивания | Оценка |
1 | Приветствие: название и девиз команды | максимально 5 баллов | |
2 | Разминка | за каждый правильный ответ- 1 балл | |
3 | «Похожие слова» | максимально 3 балла | |
4 | «Мнемотаблица» | максимально 5 баллов | |
5 | Музыкальная пауза | за каждый правильный ответ- 1 балл | |
6 | «Посади божью коровку на нужный цветок» | максимально 5 баллов | |
7 | «Найдите лишнюю пословицу» | за каждый правильный ответ | |
8 | «Шуточная викторина» | за каждый правильный ответ | |
9 | «Отгадай-ка» | за каждый правильный ответ | |
10 | «Составь правильно пословицу» | за каждый правильный ответ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Связная речь подразумевает умение ребенка выстраива...
«Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Педагогический совет на тему: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Проблема развития речи является одной из актуальных, поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. С целью совершенствования работы ...
Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
laquo;Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольниковв соответствии с требованиями ФГОС ДО»....
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...