Конспект занятия по социально –коммуникативному развитию. Тема «ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Щегалева Гюзель Алиевна

Конспект занятия по социально –коммуникативному развитию.

Тема «ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»

Программное содержание

1. Раскрыть понятия «семья», «родственники», «род».

2. Формировать умение составлять генеалогическое древо.

3. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

4. Воспитывать чувство долга и внимания к ближним.

Словарная работа: род, родители, родственники, генеалогическое древо:

Демонстрационный и раздаточный материал: схема генеалогического древа, на каждого ребенка, презентация, мультимедийная установка, шаблоны птиц. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_drevo_semi.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально –коммуникативному развитию.

Тема «ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»

Программное содержание

1. Раскрыть понятия «семья», «родственники», «род».

2. Формировать умение составлять генеалогическое древо.

3. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

4. Воспитывать чувство долга и внимания к ближним.

Словарная работа: род, родители, родственники, генеалогическое древо:

Демонстрационный и раздаточный материал: схема генеалогического древа, на каждого ребенка, презентация, мультимедийная установка, шаблоны птиц. 

 

Ход занятия

Организационный момент: 

Дети стоят в кругу .

Воспитатель: «Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении послушайте пожалуйста стихотворение.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

 1. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

-Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я

Сложили? Получается семь человек

Семь «Я»

А сейчас ребята ,я приглашаю вас  сесть за столы.

Ребята ,а что такое семья?

(ответы детей)

Давайте посмотрим на фотографии ,где изображены семьи.

(1 слайд)

Эта фотография сделана очень давно ,и видимо этих людей уже нет с нами .Но это тоже чьи-то родственники .Посмотрите ,как много разных членов семьи здесь изображено.В старину ,в основном семьи были большими ,все жили вместе ,в одном доме.

(2слайд)

В настоящее время семьи поменьше ,и многие из вас живут отдельно от бабушек и дедушек.

Но каждый из нас должен знать и помнить своих родственников.

(3-слайд)

С давних времён существовал обычай вести свою родословную Родословная- слово о роде ,рассказ о своей семье, родственниках ,предках. Сегодня мы с вами попробуем составить родословную семьи Ивановых ,изображенных на этом рисунке.

В этом нам поможет вот такое дерево семьи ,а ещё его называют генеалогическое древо(так в старину называли слово дерево-древо).

Перед нами генеалогическое древо, где отображены родственные отношения этой семьи, их история рода. Отсюда и пошло слово - родственник, родители.

- Давайте рассмотрим внимательно это необычное дерево. У дерева есть крепкие, глубокие корни ,и на самых первых ,крепких ветках изображены:

- Это  дедушки и бабушки, самые старшие члены семьи.

- Крепкий, высокий ствол, а от него влево и вправо отходят ветви: на них расположены ваши любимые мамы и папы.

- А на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках находимся вы и ваши братья и сестры. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. Скажите ,почему ,как вы думаете?

Рассуждения детей.

Воспитатель. Правильно! Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи — бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их, за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья. Но посмотрите внимательно ,со стороны папы есть ещё один член семьи. Как вы думаете, кем он будет для папы?(ответы детей).

Да это папин брат .А кем он будет приходиться ,мальчику?(дядей)

Посмотрите внимательно ,а от дяди мальчика уходит вверх стрелочка и изображена фотография ,кем же приходится этот мальчик папиному брату?

(сыном),а какие родственные связи между этими двумя мальчиками ,кем они приходятся друг другу?(двоюродными братьями).

Перед вами на столах лежат картинки с изображением людей старшего и младшего поколения, расположите их по старшинству на вашем древе семьи.

Работа детей с картами без опоры на образец

(4-слайд).

Анализ работы с использованием презентации.

 Воспитатель: Ребята, давайте теперь проверим, как вы справились с заданием.

Дети рассматривают свои генеалогические деревья. Ребята , посмотрите , картинки выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколения :поколение дедушек и бабушек ,поколение родителей, поколение детей. Ребята ,а мне хотелось бы узнать о ваших семьях ,с кем вы живёте ,как зовут ваших родителей бабушек и дедушек, родных сестёр и братьев.

Физкультурная пауза

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)

Раз, два, три, четыре, пять  (прыгают на месте)

Вас могу пересчитать; (считают пальчиком)

Папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка,(показывают ладошкой)

Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)

Вот и вся моя семья. (Хлопают)

Ребята, издавна на Руси дома людей охранялись оберегами.

Давайте рассмотрим некоторые из них

Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. 

Куклы-Обереги, поставленные в доме выше головы людей, охраняли семью от ссор, болезней и темных сил.

Веник, выметает ссоры из избы.

 Я предлагаю вам сделать свой оберег вашим семьям, который называется Птицей счастья, и пусть он принесёт мир, добро и благополучие в ваши  дома и семьи.

Дети выполняют работу.

 Ребята а теперь встаньте в круг.Вы сегодня молодцы,мне было очень приятно общаться с вами,и мне хотелось бы пожелать вам и вашим семьям,здоровья,счастья,и на память хотела бы подарить частичку своего тепла и добра,которые я вложила в эту птицу счастья ,и пусть она живёт в вашей группе ,ведь вы тоже все вместе являетесь одной большой, дружной семьёй.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию "Я и моя семья"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию тема: «Дружба» в старшей группе «Пчелки»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию тема: «Дружба» в старшей группе «Пчелки»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема "Злость" (старший дошкольный возраст)

Кконспект  занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста .Тема "Злость"...

Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «На помощь слонам» Группа общеразвивающей направленности для детей от 6 до7 лет

Тема: «На помощь слонам» Цель: формирование социально-коммуникативной компетенции воспитанников по средствам игровой деятельности. Задачи: Образовательные: - совершенствовать речь, как средст...