"Автоматизация звуков"
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Задачи: 1) Закрепить чёткое произнесение звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в слогах, в словах, во фразовой и связной речи.
2) Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, логическое мышление, зрительное восприятие, слуховую память, языковое чутьё, артикуляционную и мелкую моторику, фразовую и связную речь, координацию речи с движениями, тактильные ощущения.
3) Воспитывать умение детей взаимодействовать, совместно преодолевая препятствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgruppovoe_zanyatie_avtomatizatsiya_zvukov.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Детский сад №4 «Солнышко»
комбинированного вида»
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе
Тема: «Автоматизация звуков»
Выполнил:
Филимонова Ирина Геннадьевна,
учитель-логопед
Цель: автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Задачи: 1) Закрепить чёткое произнесение звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в слогах, в словах, во фразовой и связной речи.
2) Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, логическое мышление, зрительное восприятие, слуховую память, языковое чутьё, артикуляционную и мелкую моторику, фразовую и связную речь, координацию речи с движениями, тактильные ощущения.
3) Воспитывать умение детей взаимодействовать, совместно преодолевая препятствия.
- Сегодня мы отправимся в школу. Путешествие наше будет очень интересным, но нам предстоит преодолеть несколько препятствий (вывешивается план путешествия).
- Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно размять язычок, чтобы он нам помогал.
Сказка о Весёлом Язычке
В одном домике, дружок,
Живёт Весёлый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко всем улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал он сладко-сладко
И опять ушёл к себе.
Затем он решил попить чаю из чашечки.
Поел вкусного варенья, облизнулся.
Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий…
И вдруг ему навстречу ползёт змейка. Она не злая, Язычок поиграл и с ней.
Скачет он дальше. Видит – маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им.
А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз.
Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак!
По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!
А слоник показал, как он играет с хоботком:
Подражаю я слону –
Губы хоботком тяну.
Потянули, перестали,
Потянули, перестали
И нисколько не устали!
- А теперь отправляемся в путь. На нашем пути встречается первое препятствие (ребёнок снимает карточку с номером (1) и читает на обратной стороне: ЛЕС).
Кто же нам поможет пройти через лес? Разгадайте загадку и узнаете.
*Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызёт. (Белка)
(Появляется белка-игрушка)
Какой звук в слове -белка- согласный, звонкий, твёрдый?
Белка говорит, что если мы разгадаем тайну волшебного цветка, то сможем пройти через лес. Как вы думаете, что мы должны сделать?
(Читают обратные и прямые слоги.)
Мы скажем Белке «большое спасибо» и отправимся дальше.
- У нас на пути второе препятствие: (2) – БОЛОТО.
(Ребёнку предлагаются разрезные картинки, из которых собирается лягушка.)
Я думаю, что лягушка нам обязательно поможет пройти через болото.
Какой первый звук в слове -лягушка-?
Звук (ЛЬ)- любимый звук лягушки. Нам нужно пройти по волшебным кочкам, проговаривая слоги со звуком (ЛЬ) громко и тихо.
(Ребёнку предлагаются большие и маленькие кочки.)
ЛЯ-ля-ЛЯ-ля-ЛЯ-ля
ЛИ-ли-ЛИ-ли –ЛИ-ли
Поблагодарим лягушку за помощь и отправимся дальше.
- Нам предстоит преодолеть третье препятствие: (3)- ПУСТЫНЯ.
Чья это тень появилась в пустыне?
(Ребёнку предлагается контурное изображение верблюда.)
В пустыне как раз перед нашим приходом налетел ураган и перепутал все слова. Верблюд просит нас помочь собрать их.
(«Лабиринты»; слова: роза, рыба, роща, рука. Уточнить лексическое значение слова –роща-.)
- По просьбе Верблюда нам нужно отыскать те предметы, которые пропали в песках. Песчаный ураган засыпал их. Давайте попробуем найти всё, что оказалось в песке.
(«Песочница»; дети находят в песке игрушки и называют соответствующие слова со звуком (Р).)
В благодарность за помощь Верблюд нас перевёз через пустыню и мы двигаемся дальше.
- На нашем пути встречается четвёртое препятствие: (4)- ГОРЫ.
У подножия гор стоят домики, в которых живут соседи.
(Ребёнку предлагаются домики с предметами: корабль, орёл, компьютер, виноград.) Какой предмет здесь является четвёртым лишним? (Орёл)
Почему?
Орлу очень скучно одному в горах. Если мы поиграем в его любимую игру со звуком (РЬ), то он перенесёт нас через высокие горы.
(«Волшебный волчок»: вокруг волчка картинки, куда укажет волчок, то слово и называет ребёнок.)
Большое спасибо орлу за помощь.
- А у нас на пути ещё одно препятствие: (5) – РЕКА.
Кто же нам поможет его преодолеть?
(Ребёнок соединяет на листке точки по номерам. Получается изображение рыбки.)
Эта волшебная рыбка хочет сказать, что нам нужно на одну ниточку собрать слова со звуком (Р), а на другую – со звуком (РЬ). Для этого у нас есть синие и зелёные прищепки. Синим цветом вы обозначите какой звук: (Р) или (РЬ)? А зелёным цветом?
(Услышав слово, ребёнок берёт соответствующую прищепку и цепляет на определённую ниточку. Затем нужно повторить слова, которые собрались на одну ниточку и на другую.)
Слова: комар, зарядка, ребус, радуга, сорока, фонарь, подруга, берёза.
- Вот мы и добрались до школы. А в школе нас встречает один сказочный герой. Попробуйте догадаться, кто он.
Это озорной коротышка из Солнечного города,
который не расстаётся со своей синей шляпой (Незнайка).
Незнайка просит вашей помощи в одном очень трудном деле.
«Исправь ошибку» (дети исправляют смысловую ошибку в предложении).
Пол стоит на столе… (Стол стоит на полу.)
Лиза полила воду лимоном… (Лиза полила лимон водой.)
На лягушку прыгнула трава… (На траву прыгнула лягушка.)
Дерево спряталось под ящерицу… (Ящерица спряталась под дерево.)
- Незнайка вас благодарит за помощь и предлагает поиграть в одну весёлую игру.
Дети вместе со взрослым рассказывают стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.
Мухомор на тонкой ножке (Встать на одну ногу. Руки на поясе.)
Вырос на лесной дорожке, (Поднять руки вверх и в стороны.)
Ждёт прихода грибников. (Поднести руку ладонью вниз ко лбу
и посмотреть вдаль, поворачиваясь
слева направо.)
Кто сорвать его готов? (Жест вопроса и удивления.)
Знают грибники прекрасно: (Ритмично погрозить пальцем.)
Мухоморы есть опасно! (Погладить живот. Вытянуть руки вперёд
ладонями от себя, как бы отказываясь
от чего то.)
Очень весёлую игру знает Незнайка. А давайте мы научим его быстро и легко запоминать стихи с помощью волшебных дорожек.
Дятел на суку сидит, В небе гром, гроза.
Дятел дерево долбит. Закрывай глаза.
День долбил, два долбил- Грома нет, трава блестит,
Клювом в небо угодил. В небе радуга горит.
- Незнайка прощается с вами. Ему пора в Солнечный город. Он хочет поскорее рассказать своим друзьям, как можно быстро и легко запоминать стихи.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....