Конспект по развитию речи "Зима в городе и деревне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обогащение речи детей прилагательными , характеризующими свойства и качество предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima_1.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Зима в городе и в деревне»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей пользоваться прямой и косвенной речью, употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
2. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов, явлений, эмоций, чувств.
3. Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением.
4. Формировать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.
2. Рассматривание репродукций картин зимы.
3. Отгадывание загадок о зиме, разучивание стихов и пение песен.
4. Прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей на тему: «Учимся говорить правильно».
2. Конкурс поделок: «Волшебная снежинка».
Демонстрационный и раздаточный материал:
- картины с зимними пейзажами;
- «снежинки» с заданиями;
- конверты с кроссвордами и буквами;
- конверты с картинками.
- эмблемы для каждого ребёнка, большие эмблемы на столы;
- маленькие снежинки (за правильные ответы детям), маленькие картинки с изображением домиков, для оценки деятельности детей.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед:
-Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение, и вы готовы начать занятие.
Дети садятся за столы, соответственно эмблемам.
Стук в дверь. Воспитатель приносит кассету с записью загадки о зиме и конверт.
Логопед:
- Ребята, давайте послушаем, что же на этой кассете?
«Тройка, тройка, прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?»
- О каком времени загадка? (Загадка о Зиме).
- А что за тройка прилетела? (Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль).
- А какой сейчас зимний месяц? (Сейчас февраль).
- Кто же догадался какая у нас сегодня с вами тема занятия? (тема нашего занятия сегодня – Зима).
Логопед:
- Зима прислала нам письмо:
«Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки
Приглашаю в гости всех
В ледяное царство
Но дорога нелегка
Будет трудно детвора.
Путь укажут вам снежинки,
Так шагайте по тропинке.
Всех я буду очень ждать
И с сюрпризом вас встречать».
На столах у детей снежинки с номером, на снежинках – задания.
Логопед:
-У кого из вас снежинка с номером один? Это наше первое задание.
Снежинка № 1
Вот вам первая снежинка
И на ней задание.
Вы скажите мне друзья,
А какая я зима?
Логопед:
-Ребята, давайте подумаем и скажем, какая бывает Зима?
(Холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая и т.д.).
Логопед:
-А как мы узнаем, что наступила зима? (Выпадает снег).
-А какой бывает снег?
(Пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий и т.д.)
Логопед:
-Молодцы, вы знаете много красивых слов.
Снежинка № 2
Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.
Логопед:
- Прочитайте слова по кроссворду и соберите родственников для этих слов.
На столах картинки с изображением Мороза и Снега. Ребята придумывают родственные слова соответственно картинкам.
Снег: снеговик, снежинка, снегопад, снегурочка и т.д
Мороз: морозище, морозный, морозец, Морозко и т.д.
Дети ищут снежинку с номером три, а логопед в это время помещает на доску картины «Зима в городе» и «Зима в деревне».
Логопед:
-Я прочитаю вам два стихотворения, а вы подумайте и скажите, к какой картине подойдет каждое из них.
Снежинка № 3
Изба нахохлилась, как птица,
От печки низкий дым струится,
И с неба - карканье ворон
Да колокольный перезвон.
И шапки снега на заборах,
И стекла в сказочных узорах,
И в белом инее леса,
И голубая полоса
В лучах сияющего неба.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снежинка № 4 на столе у логопеда.
Быстро в круг вы становитесь
Дружно за руки беритесь.
После трудного пути
Немного отдохните вы.
Динамическая пауза:
Сегодня у зимы новоселье,
Будет большое веселье,
Дом построен из сугроба –
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога –
Вот такой ширины!
Погляди-ка, потолки – ледяные
Высокие-превысокие, кружевные.
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги: топ! топ!
Двери комнат отворяем,
Слева – хлоп!
И справа – хлоп!
Мы войдем с поклоном:
Здравствуй, зимушка-зима.
Беседа по картинам.
Логопед:
- Как вы думаете, начало, середина или конец зимы изображен на картинах?
- День морозный или нет?
- Какими красками художник передал это?
- Какое небо?
- Какой снег под солнцем? Обратите внимание, что снег не просто белый, а серебристо-голубой.
- Что вы можете сказать о труде людей зимой в городе и в деревне?
- Какие зимние забавы у городских и деревенских ребятишек?
- Какое настроение вызывают у вас эти картины?
- Подберите подходящее действие к предмету. Что делает мороз? Что делает метель? Что делает снег? Что делают дети?
Снежинка № 5
Вот последняя снежинка
А, значит, и задание
О зиме составьте вы
Рассказ-описание.
Логопед:
- А чтобы рассказ был правильным и логичным я вам дам маленькую подсказку.
Логопед раздает детям три карточки: белая, голубая, синяя. Первая карточка – начало рассказа (наступила зима…, выпал…), вторая – середина (чем заняты взрослые и дети зимой в городе и в деревне), третья – конец рассказа, настроение (настроение людей).
Аплодисменты детям, составившим рассказ.
Оценка деятельности детей.
Логопед предлагает гостям оценить работу детей: положить в коробочку ту карточку, чей рассказ понравился больше.
Входит Зима, хвалит детей, благодарит за то, что пришли к ней в гости, дарит детям волшебные снежинки, а дети дарят ей свои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню".
Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню" разработан для детей младшего дошкольного возраста....
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Город и деревня"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Город и деревня"...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная ком
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Формировать у детей представления о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закре...
Конспект по развитию речи "Мой город, моя малая Родина"
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ:«МОЙ ГОРОД, МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»...
конспект занятия: мы живем в городе, в деревню едем отдыхать.
Уточнить знания детей о жизни в городе и в деревне, их особенности и различия, упражнять в подборке определений....
Конспект по развитию речи "Мой город"
Тема «Мой город»Задачи:Обучающие:Расширять знания детей о родном городе;активировать словарь по теме «Мой город»;упражнять детей в составлении рассказов по карти...
Конспект открытого занятия по конструированию «Город и деревня на берегу реки» в старшей группе
Конструирование по методике образовательной программы Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости", рекомендую для открытого занятия....