Конспект по развитию речи "Зима в городе и деревне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Людмила Алексеевна

Обогащение речи детей прилагательными , характеризующими свойства и качество предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimushka-zima_1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Зима в городе и в деревне»

   Программное содержание:

       1. Совершенствовать умение детей пользоваться прямой и косвенной речью, употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

       2. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов, явлений, эмоций, чувств.

       3. Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением.

       4. Формировать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

       Предварительная работа:

       1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.

       2. Рассматривание репродукций картин зимы.

       3. Отгадывание загадок о зиме, разучивание стихов и пение песен.

       4. Прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

       Работа с родителями:

       1. Консультация для родителей на тему: «Учимся говорить правильно».

       2. Конкурс поделок: «Волшебная снежинка».

       

       Демонстрационный и раздаточный материал:

       - картины с зимними пейзажами;

       - «снежинки» с заданиями;

       - конверты с кроссвордами и буквами;

       - конверты с картинками.

       - эмблемы для каждого ребёнка, большие эмблемы на столы;

       - маленькие снежинки (за правильные ответы детям), маленькие картинки с   изображением домиков, для оценки деятельности детей.

   

       Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед:

-Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение, и вы готовы начать занятие.

Дети садятся за столы, соответственно эмблемам.

Стук в дверь. Воспитатель приносит кассету с записью загадки о зиме и конверт.

       Логопед:

       - Ребята, давайте послушаем, что же на этой кассете?

       «Тройка, тройка, прилетела

       Скакуны в той тройке белы.

       А в санях сидит царица –

       Белокожа, круглолица.

       Как махнула рукавом,

       Все покрылось серебром.

       Кто поляны белит белым?

       И на стенах пишет мелом?

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?»

      - О каком времени загадка? (Загадка о Зиме).

      - А что за тройка прилетела? (Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль).

      - А какой сейчас зимний месяц? (Сейчас февраль).

      - Кто же догадался какая у нас сегодня с вами тема занятия? (тема нашего занятия сегодня – Зима).

   Логопед:

      - Зима прислала нам письмо:

 

      «Здравствуйте, детишки,

      Девчонки и мальчишки

      Приглашаю в гости всех

      В ледяное царство

      Но дорога нелегка

      Будет трудно детвора.

      Путь укажут вам снежинки,

      Так шагайте по тропинке.

      Всех я буду очень ждать

      И с сюрпризом вас встречать».

На столах у детей снежинки с номером, на снежинках – задания.

Логопед:

-У кого из вас снежинка с номером один? Это наше первое задание.

      Снежинка № 1

      Вот вам первая снежинка

      И на ней задание.

      Вы скажите мне друзья,

      А какая я зима?

Логопед:

-Ребята, давайте подумаем и скажем, какая бывает Зима?

(Холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая и т.д.).

Логопед:

-А как мы узнаем, что наступила зима? (Выпадает снег).

-А какой бывает снег?

(Пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий и т.д.)

Логопед:

-Молодцы, вы знаете много красивых слов.

      Снежинка № 2

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

Логопед:

- Прочитайте слова по кроссворду и соберите родственников для этих слов.

На столах картинки с изображением Мороза и Снега. Ребята придумывают родственные слова соответственно картинкам.

Снег: снеговик, снежинка, снегопад, снегурочка и т.д

Мороз: морозище, морозный, морозец, Морозко и т.д.

Дети ищут снежинку с номером три, а логопед в это время помещает на доску картины «Зима в городе» и «Зима в деревне».

Логопед:

-Я прочитаю вам два стихотворения, а вы подумайте и скажите, к какой картине подойдет каждое из них.

 Снежинка № 3    

 Изба нахохлилась, как птица,

От печки низкий дым струится,

И с неба - карканье ворон

Да колокольный перезвон.

 

И шапки снега на заборах,

И стекла в сказочных узорах,

И в белом инее леса,

И голубая полоса

В лучах сияющего неба.

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!

Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.

  Снежинка № 4 на столе у логопеда.

   

      Быстро в круг вы становитесь

      Дружно за руки беритесь.

      После трудного пути

      Немного отдохните вы.

     Динамическая пауза:

     Сегодня у зимы новоселье,

     Будет большое веселье,

     Дом построен из сугроба –

     Вот такой вышины!

     Белый коврик у порога –

     Вот такой ширины!

     Погляди-ка, потолки – ледяные

     Высокие-превысокие, кружевные.

     Мы по лестнице шагаем

     Выше ноги: топ! топ!

     Двери комнат отворяем,

     Слева – хлоп!

     И справа – хлоп!

     Мы войдем с поклоном:

     Здравствуй, зимушка-зима.

Беседа по картинам.

Логопед:

- Как вы думаете, начало, середина или конец зимы изображен на картинах?

- День морозный или нет?

- Какими красками художник передал это?

- Какое небо?

- Какой снег под солнцем? Обратите внимание, что снег не просто белый, а серебристо-голубой.

- Что вы можете сказать о труде людей зимой в городе и в деревне?

- Какие зимние забавы у городских и деревенских ребятишек?

- Какое настроение вызывают у вас эти картины?

- Подберите подходящее действие к предмету. Что делает мороз? Что делает метель? Что делает снег? Что делают дети?

     Снежинка № 5

   

     Вот последняя снежинка

     А, значит, и задание

     О зиме составьте вы

     Рассказ-описание.

Логопед:

- А чтобы рассказ был правильным и логичным я вам дам маленькую подсказку.

Логопед раздает детям три карточки: белая, голубая, синяя. Первая карточка – начало рассказа (наступила зима…, выпал…), вторая – середина (чем заняты взрослые и дети зимой в городе и в деревне), третья – конец рассказа, настроение (настроение людей).

Аплодисменты детям, составившим рассказ.

     

Оценка деятельности детей.

Логопед предлагает гостям оценить работу детей: положить в коробочку ту карточку, чей рассказ понравился больше.

         Входит Зима, хвалит детей, благодарит за то, что пришли к ней в гости, дарит детям волшебные снежинки, а дети дарят ей свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню".

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню" разработан для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Город и деревня"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Город и деревня"...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная ком

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Формировать у детей представления о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закре...

Конспект по развитию речи "Мой город, моя малая Родина"

КОНСПЕКТ  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ:«МОЙ ГОРОД, МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»...

конспект занятия: мы живем в городе, в деревню едем отдыхать.

Уточнить знания детей о жизни в городе и в деревне, их особенности и различия, упражнять в подборке определений....

Конспект по развитию речи "Мой город"

Тема «Мой город»Задачи:Обучающие:Расширять знания детей о родном городе;активировать словарь по теме «Мой город»;упражнять детей в составлении рассказов по карти...

Конспект открытого занятия по конструированию «Город и деревня на берегу реки» в старшей группе

Конструирование по методике образовательной программы Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости", рекомендую для открытого занятия....