Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Хакасские посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Примакова Анастасия Викторовна

Цель: Создать условия для развития  познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и играми.

Задачи:

 -Создание условий  для формирования устойчивого интереса к хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, легендам, играм.

-Создание условий  для развития речи у детей через народные хакасские игры, тахпахи.

- Создание условий для воспитания интереса и уважения к традициям и культуре хакасского народа.

Предшествующая работа: беседа о традициях и жизни раньше хакасов, разучивание игр, колыбельных, рассматривание предметов декоративно – прикладного творчества, придумывание сказок.

Материал: Альбом силлюстрациям, карта России, платки, иллюстрации с хакасскими национальными  нарядами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_rechevoe_razvitie.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

 в старшей группе  «Хакасские посиделки»

Цель: Создать условия для развития  познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и играми.

Задачи:

 -Создание условий  для формирования устойчивого интереса к хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, легендам, играм.

-Создание условий  для развития речи у детей через народные хакасские игры, тахпахи.

- Создание условий для воспитания интереса и уважения к традициям и культуре хакасского народа.

Виды детской деятельности:

1. Коммуникативная деятельность.

2. Игровая деятельность.

3. Познавательная деятельность.

Предшествующая работа: беседа о традициях и жизни раньше хакасов, разучивание игр, колыбельных, рассматривание предметов декоративно – прикладного творчества, придумывание сказок.

Материал: Альбом силлюстрациям, карта России, платки, иллюстрации с хакасскими национальными  нарядами.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Организационно - мотивационный этап

Приветствие

Карта России

Альбом с иллюстрациями

Здравствуйте, ребята.

Я рада встречи с вами.

В день чудесный, необычный

Мы не зря гостей встречаем.

России, нашей Родине,

День этот посвящаем.

Наша страна очень большая и многонациональная. Все люди разные и говорят на разных языках, но у них общий дом – Россия.

На многие километры протянулась она с севера на  юг и с запада на восток. А какая красивая и удивительная в России природа, сколько рек и озер.

Россия многонациональное государство, в котором проживает много народов. Это русские, татары, калмыки, чукчи, хакасы.  И каждый из них по своему самобытен и имеет свои традиции. Все мы разные, но все вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

Сегодня мы совершим экскурсию в прошлое.А для этого приглашаем всех отправиться в путешествие по страницам нашего альбома.

Ответы детей

Дети подходят, рассматривают карту России.

Условия для проявления поисковой и речевой  активности

Условия для познавательного развития

Основной этап

Открывается страница под звучание хакасской музыки

Картинка юрты вывешивается

Платок

Звучит музыка

Альбом

Иллюстрации национальной хакасской одежды

Пазах

Вырезные иллюстрации хакасской одежды

Звучит мелодия

тахпахов

Давайте откроем первую страницу альбома.

А на первой странице мы узнаем, в каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом.

Воспитатель обращает внимание на убранство половина зала и спрашивает:

- Что это вам напоминает?

- Кто раньше жил в юртах?

- Что вы видите в юрте?

-Молодцы, вы всё правильно назвали.

- Чем же занимались хакасы раньше?

- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу?

- А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень», «Спрячь рукавицу»)

Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.

Проводится игра «Построй юрту».

Откроем вторую страницу нашего альбома.

Следующая страница нашего альбома «Хакасская национальная одежда»

Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду? Что она из себя представляет, кто может ответить?

- А знаете, дети, почему платье носили широкое? Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.

- Посмотрите на рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.

- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? Пого делали из бисера и пуговиц.

Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд.

Зимней одеждой хакасов как мужской, так и женской, была шуба – тон.

На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.

В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей. У русских это были сундуки

Мы сейчас поиграем в игру.

Проводится игра «Поможем разобрать вещи по сундукам»

Это игра — эстафета в две команды. Из общей корзины в один сундук дети первой команды перекладывают мужскую одежду, а в другой сундук – дети из второй команды женскую одежду. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее. Количество предметов у команд одинаково.

- Ай да, молодцы, не зря в народе говорят: «Тот человек ценен, кто смолоду работать привык»

следующая страница нашего альбома «Пословицы и поговорки»

Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага и расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки.

- Ребята, мы сейчас будем говорить о пословицах и поговорках

- А что такое пословицы и поговорки?

- И чем они отличаются? (Пословица – это изречение, народная мудрость, а поговорка – это просто метко сказанное к месту слово).

- Кто придумал пословицы и поговорки? (народ)

Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине.

У каких народов бывают пословицы и поговорки? Они разные или одинаковые?

У хакасовесть такая пословица: «Ленивый портит, трудолюбивый кормит».

А русские говорят: «Труд кормит, а лень портит».

Похожи пословицы? О чем они?

Какие еще пословицы о труде вы знаете?

Судят не по словам, а по делам.

Сделал дело, гуляй смело!

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда и т. д.

Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. И поэтому придумывали пословицы и поговорки о труде. И у хакасов есть пословицы про труд.

Дети, а как вы думаете, было ли у взрослых свободное время, ведь они тоже не всегда были заняты работой?

Чем же тогда они занимались, радио и телевизоров тогда не было? (Взрослые собирались в одной юрте. Молодые веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду, вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву, чеканкой)

Правильно! Когда после работы взрослые собирались для отдыха – это называлось – щилых (хакасские посиделки).

После веселья и игр, все усаживались в кружок на ковёр, как мы с вами и сочиняли тахпахи о своей жизни, работе, о скотине, природе. Тахпахи – это песни. А затем они по очереди пели их под чатхан.

Хотите послушать?

Дети, а давайте, и мы попробуем сочинить с вами тахпахи о нашей жизни в саду.

А сейчас я хочу вас познакомить с хакассими легендами.

Воспитатель читает хакасские национальные легенды.

Дети открывают альбом, рассматривают иллюстрации

Высказывают свое мнение

Варианты ответов детей

Предположения детей

Дети играют в игру «Построй юрту»

Ответы детей

Дети рассматривают хакасскую национальную одежду

Дети внимательно слушают воспитателя

Дети играют в национальную игру

Дети высказывают свои  предположения

Ответы детей

Дети слушают хакасские национальные песни

Дети вместе с воспитателем сочиняют тахпахи, а затем слушают друг друга.

Дети внимательно слушают

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для  взаимодействия детей друг

Условия для познавательного развития

Условия для физической активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для развития речи у детей через народные хакасские песни.

Заключительный  этап

Ребята, вот мы и побывали сегодня на щилых. Мы и узнали, как жили наши предки, чем они занимались в свободное время. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось ? А что понравилось больше всего?  А вам было что-нибудь сложно?  

Дети ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы.

Условия для выражения детьми своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе. Тема: "Прогулка в осенний лес"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста тема «Весна»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.Задачи: Обучающая: - Учить детей составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.Развивающая:- Развивать ...