Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Хакасские посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и играми.
Задачи:
-Создание условий для формирования устойчивого интереса к хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, легендам, играм.
-Создание условий для развития речи у детей через народные хакасские игры, тахпахи.
- Создание условий для воспитания интереса и уважения к традициям и культуре хакасского народа.
Предшествующая работа: беседа о традициях и жизни раньше хакасов, разучивание игр, колыбельных, рассматривание предметов декоративно – прикладного творчества, придумывание сказок.
Материал: Альбом силлюстрациям, карта России, платки, иллюстрации с хакасскими национальными нарядами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_rechevoe_razvitie.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
в старшей группе «Хакасские посиделки»
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и играми.
Задачи:
-Создание условий для формирования устойчивого интереса к хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, легендам, играм.
-Создание условий для развития речи у детей через народные хакасские игры, тахпахи.
- Создание условий для воспитания интереса и уважения к традициям и культуре хакасского народа.
Виды детской деятельности:
1. Коммуникативная деятельность.
2. Игровая деятельность.
3. Познавательная деятельность.
Предшествующая работа: беседа о традициях и жизни раньше хакасов, разучивание игр, колыбельных, рассматривание предметов декоративно – прикладного творчества, придумывание сказок.
Материал: Альбом силлюстрациям, карта России, платки, иллюстрации с хакасскими национальными нарядами.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Организационно - мотивационный этап | Приветствие Карта России Альбом с иллюстрациями | Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами. В день чудесный, необычный Мы не зря гостей встречаем. России, нашей Родине, День этот посвящаем. Наша страна очень большая и многонациональная. Все люди разные и говорят на разных языках, но у них общий дом – Россия. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток. А какая красивая и удивительная в России природа, сколько рек и озер. Россия многонациональное государство, в котором проживает много народов. Это русские, татары, калмыки, чукчи, хакасы. И каждый из них по своему самобытен и имеет свои традиции. Все мы разные, но все вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Сегодня мы совершим экскурсию в прошлое.А для этого приглашаем всех отправиться в путешествие по страницам нашего альбома. | Ответы детей Дети подходят, рассматривают карту России. | Условия для проявления поисковой и речевой активности Условия для познавательного развития |
Основной этап | Открывается страница под звучание хакасской музыки Картинка юрты вывешивается Платок Звучит музыка Альбом Иллюстрации национальной хакасской одежды Пазах Вырезные иллюстрации хакасской одежды Звучит мелодия тахпахов | Давайте откроем первую страницу альбома. А на первой странице мы узнаем, в каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом. Воспитатель обращает внимание на убранство половина зала и спрашивает: - Что это вам напоминает? - Кто раньше жил в юртах? - Что вы видите в юрте? -Молодцы, вы всё правильно назвали. - Чем же занимались хакасы раньше? - А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? - А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень», «Спрячь рукавицу») Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает. Проводится игра «Построй юрту». Откроем вторую страницу нашего альбома. Следующая страница нашего альбома «Хакасская национальная одежда» Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду? Что она из себя представляет, кто может ответить? - А знаете, дети, почему платье носили широкое? Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади. - Посмотрите на рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток. - А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? Пого делали из бисера и пуговиц. Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд. Зимней одеждой хакасов как мужской, так и женской, была шуба – тон. На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором. В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей. У русских это были сундуки Мы сейчас поиграем в игру. Проводится игра «Поможем разобрать вещи по сундукам» Это игра — эстафета в две команды. Из общей корзины в один сундук дети первой команды перекладывают мужскую одежду, а в другой сундук – дети из второй команды женскую одежду. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее. Количество предметов у команд одинаково. - Ай да, молодцы, не зря в народе говорят: «Тот человек ценен, кто смолоду работать привык» следующая страница нашего альбома «Пословицы и поговорки» Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага и расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки. - Ребята, мы сейчас будем говорить о пословицах и поговорках - А что такое пословицы и поговорки? - И чем они отличаются? (Пословица – это изречение, народная мудрость, а поговорка – это просто метко сказанное к месту слово). - Кто придумал пословицы и поговорки? (народ) Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине. У каких народов бывают пословицы и поговорки? Они разные или одинаковые? У хакасовесть такая пословица: «Ленивый портит, трудолюбивый кормит». А русские говорят: «Труд кормит, а лень портит». Похожи пословицы? О чем они? Какие еще пословицы о труде вы знаете? Судят не по словам, а по делам. Сделал дело, гуляй смело! Без труда не вытянешь и рыбку из пруда и т. д. Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. И поэтому придумывали пословицы и поговорки о труде. И у хакасов есть пословицы про труд. Дети, а как вы думаете, было ли у взрослых свободное время, ведь они тоже не всегда были заняты работой? Чем же тогда они занимались, радио и телевизоров тогда не было? (Взрослые собирались в одной юрте. Молодые веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду, вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву, чеканкой) Правильно! Когда после работы взрослые собирались для отдыха – это называлось – щилых (хакасские посиделки). После веселья и игр, все усаживались в кружок на ковёр, как мы с вами и сочиняли тахпахи о своей жизни, работе, о скотине, природе. Тахпахи – это песни. А затем они по очереди пели их под чатхан. Хотите послушать? Дети, а давайте, и мы попробуем сочинить с вами тахпахи о нашей жизни в саду. А сейчас я хочу вас познакомить с хакассими легендами. Воспитатель читает хакасские национальные легенды. | Дети открывают альбом, рассматривают иллюстрации Высказывают свое мнение Варианты ответов детей Предположения детей Дети играют в игру «Построй юрту» Ответы детей Дети рассматривают хакасскую национальную одежду Дети внимательно слушают воспитателя Дети играют в национальную игру Дети высказывают свои предположения Ответы детей Дети слушают хакасские национальные песни Дети вместе с воспитателем сочиняют тахпахи, а затем слушают друг друга. Дети внимательно слушают | Условия для поддержки речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей |
Условия для взаимодействия детей друг Условия для познавательного развития Условия для физической активности. Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для развития речи у детей через народные хакасские песни. | ||||
Заключительный этап | Ребята, вот мы и побывали сегодня на щилых. Мы и узнали, как жили наши предки, чем они занимались в свободное время. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось ? А что понравилось больше всего? А вам было что-нибудь сложно? | Дети ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы. | Условия для выражения детьми своих мыслей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе. Тема: "Прогулка в осенний лес"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста тема «Весна»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.Задачи: Обучающая: - Учить детей составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.Развивающая:- Развивать ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие с Домовёнком Кузей»
Развитие речи детей через театрализованную деятельность...