Конспект НОД по восприятию художественной литературы в средней группе на тему: «Рассказ «Воробьишко» Максима Горького».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект составлен в виде таблицы, определены этапы образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект НОД по восприятию художественной литературы в средней группе

                                 на тему: «Рассказ «Воробьишко» Максима Горького».

Цели:

Организовать деятельность детей для усвоения ими знаний о правилах послушания мамы.

Способствовать развитию диалогической речи, активизации словаря.

Создать условия для формирования ценностного отношения к требованиям мамы.

Задачи:

  1. Продемонстрировать образец правил послушания посредством сказки.
  2. Организовать театрализованную, практическую деятельность по развитию диалогической речи и обогащению, активизации словаря.
  3. Осуществить контроль за усвоением новых знаний посредством дидактической игры.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приемы

Оборудование и материал

Расположение детей

Примечание

Мотивационный

Ориентировочный

Основной

Чтение-слушание

 Беседа по содержанию

Рефлексивный

Перспективный

Организовывает сюрпризный момент. Задает вопросы детям: Почему воробей не улетел в теплые края? Кто еще зимует в наших краях? Давайте присядем и узнаем, что же в этом конверте? А вы как думаете, что же может там быть? Дети высказывают свои предположения. Кто нарисован на книге?

Предлагает детям подобрать ласковое слово – воробушек, воробьишко)  «Скажи ласково»

Воробьишко сказал мне, что он хочет рассказать вам интересную и поучительную историю. 

 Давайте прочитаем эту книгу и узнаем, какой случай  произошел с воробушком. Написал этот рассказ Максим Горькии.

Итак ,рассказ «Воробьишко».

Воспитатель читает рассказ и по ходу чтения на доску помещает картинки к рассказу.

После прочтения воспитатель спрашивает.

 Как называется рассказ, который я вам прочитала? Кто герой этого рассказа?

    А как называется мама воробьишки? Папа воробьишки?

А как звали воробьишку?

 Дети, давайте сосчитаем сколько воробьёв в семье?

Физкультминутка

Воробей скакал на грядке,

Рядом кот играл с ним в прятки.

Не поймать меня коту,

Я проворный на лету!

В рассказе наш воробьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с ними познакомимся.

Словарная работа.

А Пудик глотал букашек, и всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

- Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!

Идет мимо бани мужик, машет руками.

- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!

- Это человек, они все бескрылые! Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...

- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Игра «А что потом?» (поэтапное проживание).

    Я начну, а вы мне помогайте 

1.Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, (Выбирает картинку с семьёй воробьёв и прикрепляет на доску).И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

А что ему говорила на это мама?

А что потом?

(На столе перед детьми лежат рисунки к рассказу)

2 Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:

- Что, что?

- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет... Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.

А что потом?

3 Идет мимо бани мужик, машет руками.

- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!

- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

4 Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.

5 Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

- Честь имею, имею честь...

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.

- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

6 Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! 

Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

- Что, что?

- Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!

7  А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:

- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста... 

Итог занятия

 Дети понравился ли вам рассказ нашего гостя?

  • Хорошо ли Воробьишко вёл себя по отношению к маме?
  • Можно ли спорить с мамой?

Рассматривают игрушку. Отвечают на вопросы воспитателя.

 Выполняют речевые задания воспитателя.

Слушают рассказ; просматривают появляющиеся на доске картинки.

Отвечают на вопросы воспитателя. Проговаривают: воробьишко, воробьиха, воробей.

Участвуют в игре (речь с движением).

Дети знакомятся со значением отдельных слов в тексте:

Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.

Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.

Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)

Прочь –отойти от кого ни будь ,в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.

 Дети отвечают на вопросы, совместно с воспитателем выбирают картинки, которые нужно выстроить в логическую цепочку, по ходу рассказа.

Дети отвечают на вопросы и делают вывод: Надо любить и слушаться маму, не огорчать её по пустякам.

Игровой (использование сюрпризного момента).

Наглядный (использование игрушки, картинок по тексту).

Словесный           ( напоминание, указание, вопросы к детям, индивидуальные ответы детей).

Игрушка воробей, книга «Воробьишко» в конверте.

Магнитная доска, сюжетные картинки по содержанию рассказа.

Подходят за воспитателем к окну. За окошком видят сидящего воробья (игрушку), а в клюве у него конверт.

Садятся стайкой около воспитателя.

Выполняют упражнения.

Возвращаются на свои места.

Подходят к столу для выбора картинки.

Можно выполнить коллективную работу «Где обедал воробей», или в  совместной деятельности с воспитателем украсить уголок природы гнёздышком, где живёт воробьиная семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе

Тема: воспитание качества сочувствия и доброты через прочтение сказки «Цветик – семицветик» В.Катаев...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе

Тема: О плохих человеческих качествах по мотивам сказки «Лягушка – путешественница» В.М.Гаршин...

Конспект нод по восприятию художественной литературы в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо восприятию художественной литературы «Три медведя»в средней группе № 1 «Гномики» для детей с ОНР...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в младшей группе

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в младшей группеТема: Знакомство с нравственными качествами «равнодушие», «сострадание».«Сказка про маленьки...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»

Конспект занятия  по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»...