План по самообразованию на тему: « Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Морозова Ирина Алексеевна

Эта тема очень важна,потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.novoe_.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада №8 «Зоряночка»

С. Ю. Месикова

2022 г – 2023 год.

План по самообразованию на тему:

« Развитие связной речи детей  в старшем дошкольном  возрасте»

Воспитатель:

Морозова Ирина Алексеевна

г. Ессентуки

2022 – 2023 год.

Тема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Актуальность темы:  

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.          

Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель:

1.Повышение профессиональной компетенции по данному вопросу; профессионального мастерства; повышение собственного общекультурного уровня. 

         2.Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;

Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по     картинкам;

-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

 Методы и формы работы: 

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются продуктивные формы методической работы.

Формы внедрения передового педагогического опыта.

1. Практический уровень

(описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):

- открытое занятие (показ приемов и методов работы);

- семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

- творческий отчет (показ результатов работы);

2. Методический уровень:

(раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):

- педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);

- размещение опыта в педогогических сообществах ;

- творческий отчет (анализ результатов работы);

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

 

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
  • представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

       

 Ожидаемый результат: 

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

-совершенствование образовательного процесса;

-активизация речевой деятельности дошкольников;

-улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;

-достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

-повышение профессионального уровня и компетентности педагога;

-усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.

-Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности  речи.  

Обобщение и распространение опыта:

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются продуктивные формы методической работы.

Формы внедрения передового педагогического опыта.

1. Практический уровень

(описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):

- открытое занятие (показ приемов и методов работы);

- семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

- творческий отчет (показ результатов работы);

2. Методический уровень:

(раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):

- педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);

          - творческий отчет (анализ результатов работы);

- размещение опыта в педогогических сообществах ;

     Выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.

Передовой опыт воспитательной работы может быть представлен методическими разработками, программами, проектами, другими материалами, отражающими научную и практическую деятельность творчески работающих педагогов.

Месяц

Содержание работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения

Диагностика. Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

-Анкетирование родителей.

-Консультация  «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Октябрь

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

-Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

-Консультация для педагогов ДОУ  и родителей «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

-Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико -грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Январь

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

-Памятки для родителей, как составлять рассказ по схемам. ----  -Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей.

 -Проведение индивидуальных консультаций

Февраль

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Работа с загадками. Составление загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Консультация для родителей о роли театральной деятельности в развитии речи детей.

Апрель

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Конкурс чтецов. Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц)

Май

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Обучение сочинению сказок.

Домашнее задание: сочинить сказку по модели – схеме вместе с детьми.

Выводы:

Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над  фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.

В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказко-терапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказко-терапия и занятия по развитию связной  речи  дошкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План по самообразованию на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» старшая группа

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей старшего и дошкольного возраста»

Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей...