План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей старшего и дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Завезён Анна Васильевна

Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. Главный помощник в этом – воспитатель.

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_rech_2.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№5 "Березка" г. Пролетарска

План по самообразованию

на тему:

«Развитие связной речи детей старшего

и  дошкольного возраста»

     

Выполнила: воспитатель МБДОУ №5

Ф.И.О: Завезён Анна Васильевна

2019-2022

   Тема проекта: Развитие связной речи детей старшего и  дошкольного возраста.

Вид проекта: образовательный.

Автор проекта: Завезен Анна Васильевна, воспитатель МБДОУ №5 г. Пролетарска, Ростовской области

Срок реализации: среднесрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Возраст участников: 5-7 лет

База, реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Березка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области.

Введение

Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. Главный помощник в этом – воспитатель.

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

 Задачи: -совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь 2019 г.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь 2019 г.

Работа над

пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого;

«Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному

последовательному пересказу с наглядной опорой в виде

графических схем, отображающих

последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи

ознакомления детей с книгой».

Ноябрь- декабрь 2019 г.

Развитие речи и личности

дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии:

«Зайка – зазнайка»,

«Волшебные слова»,

«Непослушный Ваня».

Помочь детям представить

собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного

персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и

движениях эмоциональных

состояний; развивать умение

составлять словесные описания по восприятию

пантомимических этюдов; активизировать в речи

фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ

«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Январь 2020 г.

Работа по

составлению рассказов по

сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать

картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности

воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинкам

Февраль 2020 г.

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование

выразительности речи.

Консультация для родителей:

«Использование загадок, как

средство

формирования выразительности речи».

Март 2020 г.

Составление загадок.

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Тематическое занятие «В мире загадок»

Апрель 2020 г.

Работа по

составлению рассказов по

сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать

картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

формировать анализ, синтез;

учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Май 2020 г.

Работа над развитием речи через театральную

деятельность. Инсценирование  сказок: «Репка»,

«Колобок».

Развитие творческой самостоятельности,

эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной

направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки

«Колобок»

Сентябрь 2020 г.

Работа над

пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному

последовательному пересказу с наглядной опорой в виде

графических схем, отображающих

последовательность событий;

Проведение тематического занятия.

Октябрь – декабрь  2020 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки

четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация звуков, слов, предложений.

Подготовка дидактического материала.

Январь

2021 г.

Работа над

интонацией, дикцией, выразительностью

речи во время заучивания

стихотворений.

Учить детей читать

выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи

словарный запас детей на тему

«Весна».

Конкурс чтецов.

Февраль 2021г.

Работа по

составлению рассказов по

сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать

картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

формировать анализ, синтез;

учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Открытый просмотр для воспитателей

Март 2021 г.

Работа над развитием речи через театральную

деятельность.

Инсценирование

сказки: «Теремок (на новый лад)»

Раскрытие творческих способностей и

самостоятельности детей.

Показ сказки

«Теремок (на новый лад)

Апрель

2021 г.

Обучение сочинению

сказок

Учить детей сочинять сказку по

модели – схеме;

последовательно и связно

рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над

словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к

существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству

Тематическое

занятие «В мире сказок»

Май 2021 г.

Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме;

Консультация для родителей

Сентябрь 2021 г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

Тематическое занятие «Здравствуй, осень!»

Октябрь- декабрь 2021 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми( дидактическими и лексико –грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

Январь - февраль 2022 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Тематическое занятие «Зимние забавы»

Март- май 2022 г.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать       интерес к поэзии.

Тематическое занятие «Скоро в школу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

План по самообразованию.Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Эта тема для меня важна,потомучто речь ребенка является ключевым моментом в его развитии....

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

План по самообразованию тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) "

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)»....