Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
консультация (младшая группа)
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятельности, а так же в повседневной жизни. Однако в домашних условиях родители тоже могут поспособствовать речевому развитию своего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_konsultatsiy_po_razvitiyu_rechevoy_aktivnosti_u_detey.pptx | 821.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи ребенка» Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из – за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Как правильно читать ребёнку сказку: 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент. 2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного! 3. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам. 4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них: «Новые сказки» Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии, связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев в лес или в кино. А что произойдет, если там появится еще и добрая фея или хитрая лиса. Вариантов множество.
«Пропущенная картинка» Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку. «Сказочная цепочка» Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Колобок». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это волк или заяц, то можно вспомнить, как колобок убегал от них. Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!
Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!» Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.). Сказка научит ребенка: - пересказывать близко к тексту; - обогатит словарь образными выражениями; - научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи); - научит оценивать поступки героев их взаимоотношения; разовьет фантазию малыша, его творческое воображение. Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите, героев какой сказки они видят? Предложите ребенку рассказать сказку с использованием персонажей. После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик ) мышку и др. В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему? Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми! Игра – фантазия «Изобрази героев сказки» Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность. «Сказочник» Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки. «Накорми животное» Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников через сказку» Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться, необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения младших дошкольников считается развитие речевой активности. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятельности, а так же в повседневной жизни. Однако в домашних условиях родители тоже могут поспособствовать речевому развитию своего ребёнка. В данной консультации мы покажем, как это сделать с помощью сказки. Сказки – самые любимые произведения детей, они не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное. Они дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики лица, и что немало важно, работать в команде и договариваться. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение.
Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Вы можете предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. На примере русской народной сказки «Репка», мы хотели бы показать вам несколько приёмов, способствующих развитию речи. 1. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказываем (читаем) сказку по тексту, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Предложить ребёнку в соответствии с его речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова («дед», «бабка», «гав-гав», «мяу-мяу», «пи-пи-пи», - удивление, «о-ох!» - тяжело тащить. 2. Развитие грамматической стороны речи. Предложить малышу поиграть в игру «Да - нет». Показать картинку с изображенной мышкой и спросить: «Это мышка?» (Да). Показать картинку с собакой и спросить: «Это мышка?» (Нет), «Это кошка? ( Нет). Аналогично можно обыграть других героев сказки. 3. Развитие зрительного внимания. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на выставленных персонажей сказки. Попросите его закрыть глазки, а самим в этот момент уберите одну фигурку. Спросите: «Кто спрятался?». Если ребёнок называет правильно, отдаёте ему фигурку, и он ставит её на место, если не угадывает, попросите подумать Поиграйте так 3-4 раза. 4. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребёнку поиграть в игру: «Кто сначала, кто потом». Покажите сюжетную картинку « Репка» и попросите ответить на вопросы: -
- Кто стоит впереди всех? - Кто стоит перед бабкой? - Кто стоит перед мышкой? - Кто стоит последним? и т.д. По ходу игры, малыш может самостоятельно выставлять фигурки в соответствии с сюжетом сказки. 5. Развитие мышления. Предложите отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки. - Маленькая, серенькая Живет в норке, Любит корки (Мышка). - Громко лает, В дом не пускает (Собака). - Маленькая, пушистенькая. Очень любит молоко (Кошка). Играйте и развивайте! Интернет-ресурсы [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/10/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-2-%D0%BC%D0%BB.-%D0%B3%D1%80.-%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения 21.11.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
отчёт по самообразоательной работе...
консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "
Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок ...
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...
Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...