Проект. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».
проект по развитию речи (младшая группа)
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети, из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».
Актуальность: В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно. Набирая малышей в ясельную группу , я сразу определилась с темой « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет ». Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети, из моей группы плохо разговаривают , у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации) .
Целью своей работы определила: Цель работы: -повышение своего профессионального мастерства и компетентности; - способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. - объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, -развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Поставила перед собой задачи. Задачи : – познакомить детей с устным народным творчеством, развивать их речь; – вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам , сказкам, загадкам, пестушкам , народным песенкам и играм; – способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МАДОУ; – воспитывать гуманные отношения. Участниками моего проекта стали: воспитанники группы от 2-3 лет, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат: – у детей появиться интерес к устному народному творчеству – потешкам , колыбельным песням, стишкам, пестушкам , речевым народным играм; – повысится уровень речевого развития детей раннего возраста; – повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Ранний дошкольный возраст- это период усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняют художественное слово, детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи, интонационной выразительностью. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста я включила: чтение колыбельных песенок, потешек , сказок и вводила их в повседневный разговор.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы: -Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий. -Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек , рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание. - Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки , дидактические игры, настольно-печатные игры, хороводные.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия : настольный театр; пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок; кукольный театр; иллюстрационный материал по сказкам; иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям. В течение года в своей работе большое внимание уделяла знакомству детей с русскими народными сказками, песнями, игрушками народных мастеров. Материал подбирала с учётом возрастных особенностей детей . Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям . Особенно эфективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки , приговорки , колыбельные . Роль этих фольклорных форм трудно переоценивать . Вслушиваясь в слова потешек , стишков , их ритм , малыш играет в ладушки , притопывает , приплясывает , двигается в такт произносимому тексту . Это не только забавляет , радует ребенка , но и организовывает его поведение , вызывает желание выполнять режимные моменты с удовольствием . Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме. Правильно подобранная потешка , помогает погасить в малыше отрицательные эмоции . Кто тут плачет ? Ой-ой-ой! Говорят малышка мой. Нет не плачет мой малыш, Зря не говорите! Улыбаемся уже- Сами посмотрите ! Для обеспечения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки , в текст которых подставляла имя ребенка: «Кто у нас хороший….», «Ходит Ваня по кружочку, ищет Ваня себе дружочка…». И другие.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями. Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты : «Совушка сова, Вышла курочка гулять…», «Наши уточки с утра», «
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом. Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию. ««Кисонька – мурысенька », «Курочка – рябушечка », Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся. Они хорошо запомнили к концу года текст потешек , как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Семья». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее. Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички .
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали. Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая «дочек» спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота. Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Они ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором. «Солнышко – колоколнышко ». Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок» др ., дети овладевают языком своего народа .
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества. Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций. Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», « Колпачок», «Каравай», «Мыши водят хоровод…», «Гуси - гуси»,
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки). В ходе непосредственной образовательной деятельности решались задачи не только обучающие ,но и игровые, нравственные, физические, интегрированного характера.
Провела такие игры – занятия по потешкам «Птичий двор», «»Петушок, петушок», «Вышла курочка гулять», «Как по лугу, лугу..», «Наши уточки с утра», «Заяц Егорка», и другие. Провела открытые занятия по развитию речи «Зернышки для Петушка» и «по стихотворениям А. Барто «Игрушки». Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды. В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги потешки , сказки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
Родители принимали активное участие в жизни нашей группы и сделали своими руками пальчиковый театр «Курочка ряба», по потешке «Сорока-сорока», выступили перед детками с показом сказки «Репка». Переоделись в костюмы, нарядились, так, что дети их не узнали. Участвовали в спортивной игре-сказке «Курочка ряба» всем было весело, очень понравилось участвовать в мероприятиях все остались довольны своим творчеством. Для родителей были оформлены папки-передвижки, помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор». Лепбук «В гостях у сказки» родители познакомились с материалом, по которому я занимаюсь с детками
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, общаются со взрослыми и сверстниками, стараются пользоваться формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки , песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют. Любят выступать перед своими друзьями. Мониторинг . Результат своей работы я представила в графиках: у детей улучшилось понимание речи взрослых, они хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям; повысился уровень связной речи; обогатился словарь детей новыми словами, появился устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Проект "Влияние устного народного творчества на развитии речи детей 3-4 лет"
Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного...
Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....
Долгосрочный проект "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие речи...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Проект " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"
Возраст 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, род...