Картотека речевых игр для развития монологической речи
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр для развития монологической речи
с детьми старшего дошкольного возраста
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Развитие монологической речи;
Описание игры: предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять схемы к тексту, использовать его при рассказывании.
Описание игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Развитие монологической речи.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Описание игры: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Узнай и назови»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Описание игры: Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных.
«Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Описание игры: Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, измеряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
Магазин игрушек
Цель: Развивать у детей умение, описывать предмет, находить в нем существенные признаки.
Описание игры: Взрослый говорит: «У нас открылся новый магазин игрушек. Чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и не продаст вам».
Старая сказка с новым концом
Цель: Формировать у детей связной монологической речи в процессе придумывания нового окончания старой сказки.
Описание игры: У сказки может быть хороший и плохой конец. Но конец сказки всегда один и тот же, сколько бы эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным сказкам как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Рассказ по картинкам
Цель: Формировать у детей умения составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Описание игры: Предложите ребенку картинки. Изображающие ход какого-либо интересного события, и предложите составить историю по ним.
Варианты: Последнюю картинку из предложенных не показывайте, ребенок сам придумает окончание истории.
Мостик
Цель: Формировать у детей умения составлять простые предложения.
Описание игры: Взрослый показывает карточку, на которой изображен предмет, затем другу.
Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например: даются два слова «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся) и тд.
Картинки-загадки
Цель: Развивать умение у детей составлять описательные рассказы.
Описание игры: Играть можно со всеми членами семьи, так интересней. Выбирается водящий, остальные должны отгадывать. У ведущего большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. Водящий подходит и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным игрокам, он описывает предмет, нарисованный на ней. Игроки предлагают свои версии. Следующим водящим становиться тот, кто первый отгадал правильный ответ.
Внимание розыск!
Цель: Формировать у детей связную монологическую речь.
Описание игры: В эту игру могут играть несколько человек, так интересней.
Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У нее голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и тереть не может молоко. Тот, кто первым догадался о ком идет речь, становиться ведущим. Допускается описывать одежду, если возникают трудности.
Придумаем сказку
Цель: Формировать умение придумывать и составлять сказки, мультфильмы по серии картинок и фигур, развивать творчество, монологическую речь.
Описание игры: Сегодня мы будем художниками-мультипликаторами. Давайте рассмотрим эту «пленку» для диафильма. Вы видите на ней кадры, рассматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пустыми кадрами. Эти кадры заполните мы. Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, которая вам больше всего нравится. Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним последовательность действий в этой сказке: что было сначала, а что потом. А теперь давай подобрать «кадры» к диафильму и располагать их в нужной последовательности. Затем этот «диафильм» используется как материал для рассказывания по серии сюжетных картинок
Волшебный телевизор
Цель: Развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.
Описание игры: Ребенку предлагают посмотреть телевизор, объясняя:
- этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и ты увидишь и услышишь знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с тобой вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение». (Иллюстрации к сказкам, с придуманным концом).
Салат из сказок
Цель: Познакомить детей с новым приёмом создания сказки «Салата из сказок»; учить связно, последовательно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок, самостоятельно отбирать необходимых героев и условные заместители к ним; упражнять в выразительном исполнении ролей героев сказки; учить использовать образные выражения в описании героев сказки.
Описание игры: Кто сочиняет сказки? (Сказочники). Сегодня мы будем сказочниками и постараетесь придумать необычную сказочную историю. Это будет «салат из сказок». А называется она так потому, что в одной сказочной истории встречаются герои и события из разных сказок. Мы будем составлять «салат» из двух знакомых вам сказок: «Лисичка – сестричка и серый волк» и «Лиса и козёл». Первая сказка начинается со слов «бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и в колодец упала». Однако не сказано, откуда она бежала. Представьте, что лиса прибежала из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», после того как она обхитрила деда. А чтобы рассказать новую сказку, нужно знать, что произойдёт в начале, середине и конце. О чём вы расскажите в начале сказки? (Лиса обманула деда). Скажите по – сказочному, как горевал дед? (Погоревал, погоревал, да делать нечего). Расскажите, о чём говорится в середине сказки? (Лиса обманула козла). Козёл не просто шёл и глядел по сторонам, а… (Поглядывал). Не тряс бородой, а… (Потрясывал). Не качал головой, а … (Покачивал). Чем закончилась сказка? (Дед спас козла). Скажите по - сказочному, как дед искал козла? (Искал, искал, насилу нашёл). Какие герои вам потребуются, чтобы показать сказку? (Козел, лиса, дед, бабка). Какой выглядела в сказке лиса? (Красавица плутовка, рыжая головка, как бусинки глаза, чёрный носик, пушистый хвостик).
Книжка рассыпалась
Описание игры: Взрослый объясняет, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих рассказы в картинках: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Попробуем снова собрать книжки. Но для этого нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, а что потом, и чем всё закончилось». Ребёнок раскладывает книжки по порядку и составляет рассказ. Если он сложит серию картинок неправильно, то, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их.
Сюжетно-дидактическая игра «Фермер»
Цель: Формирование дружеских отношений, познавательного интереса и речевой активности детей.
Описание игры: Фермер пришел к нам не просто так, а за помощью. Как всегда жил-поживал я на своей ферме, и не тужил. Да вот все мои животные однажды убежали от меня. И где они теперь я не знаю. Вы мне поможете найти их, а то мне одному не справиться.
Фермер - Чтобы найти и вернуть животных на ферму, нужно правильно описать их, назвать их ласково и конечно назвать их детенышей. Но, смотрите не перепутайте домашних и диких животных. Сначала одно животное опишу я, а затем вы.
Показывается картинка. Это корова – домашнее животное. У нее длинный хвост, есть копыта, рога. Она питается травой. Ласково ее можно назвать коровушка. Детеныша коровы зовут теленок.
Сюжетно-дидактическая игра «Садоводы»
Цель: Развитие монологической речи, взаимодействие друг с другом.
Описание игры: Сегодня к нам пришли гости – животные. Они просят помочь им запасти еду на зиму.
Давай поможем им?
Отправляемся в наш сад-огород за припасами для животных. А чтобы правильно и поровну их всем разделить, каждый из нас должен выбрать себе животное, которое будет кормить. Вот теперь можно заготавливать припасы. Только это дело не простое. Вы должны не только правильно выбрать фрукты и овощи для своего животного, но и описать их. Вначале называет взрослый, затем ребенок.
Что случилось?
Описание игры: Покажите ребенку картинку с сюжетом. Лучше, если это будет картинка, которая, по вашему мнению, должна заинтересовать вашего малыша. Попросите ребенка рассказать, что случилось. На первых порах вам сначала придется самим рассказать о том, что случилось на картинке, ребенок будет повторять ваш образец. Постепенно уводите его от повторения. Это можно сделать, задав вопрос, который немного уведет ребенка в сторону от вашего варианта.
Потом можно обсудить с ребенком, что было раньше и что может случиться позже.
Сочиняем истории и сказки
Описание игры: Предложите ребенку несколько предметов, которые можно объединить в один сюжет. Вместо предметов можно использовать картинки. Попросите придумать историю, что могло случиться. К каждой картинке можно задавать ребенку вопрос. Например, по картинкам «утенок – речка – лягушка – мама утка», можно придумать вот такую историю: «Однажды утенок пошел на речку купаться. Там он увидел большую лягушку. Лягушка громко квакнула. Утенок испугался и убежал к своей маме».
Что сначала, что потом
Описание игры: Подготовьте несколько картинок, отражающих некоторый процесс в его развитии. Например, рост, цветение и увядание цветка или рост, цветение и созревание ягоды. Попросите ребенка разложить по порядку картинки и рассказать, почему он так разложил. Можно намеренно спрятать одну картинку и спросить ребенка, все ли в цепочке правильно.
Что в мешочке?
Описание игры: В мешочек сложить разные предметы. Ребенок должен опустить в него руку, и не вытаскивая предметна ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например про мяч. Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену, и бросить об пол.
Загадки-описания
Предложите ребенку отгадать какой предмет задумали, а потом попросите его сделать то же.
«Он деревянный, стоит по средине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое? А теперь ты задумай какой-нибудь предмет и все про него расскажи, а я буду про него отгадывать.
Придумай предложение
Описание игры: Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.
Взрослый – «Солнце греет».
Ребенок – «Солнце греет, птички поют».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие монологической речи в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. В ...
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...
Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...
Развитие монологической речи у детей с ОНР (III уровня речевого развития) с использованием наглядного моделирования
В метериале используется наглядное моделирование в коррекции ОНР детей....
Картотека речевых игр для развития диалогической речи
речевые игры...
«Применение речевых игр и упражнений для развития монологической речи»
Слайд №2: Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несрав...
Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...