Развитие речи детей 4-5лет. Рекомендации для родителей
консультация по развитию речи (средняя группа)
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи у детей в возрасте 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_4-5_let.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 4-5 лет.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут.
Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.
К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Упражнения направленные на речевое развитие.
Хоботок.
Ход игры: расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар " сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.
Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.
Улыбнемся, растянем губы.
Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.
Улыбнемся, змейкой станем.
Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.
Цок-цок-цок-цок.
Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.
Болтанка.
Ход игры: язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того — он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».
Шарик надули, шарик спустили.
Ход игры: для упражнения можно использовать воздушные шары. Надуть шар — надуть щеки, сдуть шар — сдуть щеки. В дальнейшем играйте без шарика, пусть малыш надувает то одну, то другую щеку, то одновременно обе.
Беспокойный язычок.
Ход игры: язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты.
Попросите малыша показать все упражнения, которые делает язычок, кукле или мишке (любимой игрушке). Наблюдайте со стороны за правильностью выполнения упражнений.
Вы можете попросить ребенка научить вас всем тем упражнениям, которые знает язычок. Когда вы будете выполнять упражнения, делайте ошибки, чтобы малыш мог вам еще и еще показывать упражнения для язычка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5лет"
Вданной консультации родители познакомчтся о нормах развития речи детей 4-5 лет и приемах ее развития в условиях семьи....
Развитие речи детей 4-5лет
Советы родителям по развитию речи детей 4-5 лет...
План работы по самообразованию по теме" Использование загадки в развитие речи детей 3-5лет "
Планирование работы по теме с детьми, педагогами ДОУ....
Конспект Открытого занятия по развитию речи детей 4-5лет посредством русских народных сказок (с использованием ИКТ)
Цель: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; Задачи:Образовательные:• учить детей по словесному описанию узнавать сказку или сказочного персо...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5лет"
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...
Статья «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5лет»
АктуальностьВ дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, ко...