Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая группа)
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
В качество одной из актуальнейших проблем современного дошкольного образования можно назвать развитие речевой компетентности детей. Обосновано это физиологическими особенностями, присущими детям до 7 лет, именно в это время интенсивно развиваются все органы и системы детского организма, в том числе происходит и развитие речи. Активно овладевая речью, дошкольник удовлетворяет потребности в общении со сверстниками и взрослыми. То, насколько правильная у человека речь, зависит полноценное развитие его личности. Основные принципы речи начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, совершенствуется же речь в период от 5 до 7 лет, тогда, когда происходит подготовка к обучению в школе.
Проблема развития речи занимала и сейчас занимает умы многих педагогов и психологов, все они сходятся во мнении, что из всех доступных способов для ее совершенствования является игра. Рассмотрим место сюжетно-ролевой игры в развитии речи ребенка-дошкольника.
В основе сюжетно-ролевой игры лежит определенный замысел детей, раскрываемый через череду взаимосвязанных событий и принятие на себя той или иной роли. Как правило, в содержании детских игр отражается человеческая деятельность, взаимоотношения между людьми. Разыгрывая те или иные сюжеты, дети по-своему отражают события окружающего мира, создают необходимые для этого условия. Нахождение в игровой среде создает благоприятные условия для общения детей друг с другом, совместного решения поставленных речевых заданий.
Рассматривая феномен сюжетно-ролевой игры с точки зрения педагогики, можно с уверенностью назвать ее одной из эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса с целью формирования и развития грамотной речи. Обучение речи необходимо начинать с мотивации, благодаря чему учебный материал легче усвоиться, а дети активнее включаться в игру.
Менджерицкая Д. В. считает, что «... между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи …». Так, речевая активность детей развивается с каждым последующим возрастным периодом. Интересно, что происходят изменения не только в сюжетной ее стороне, но и временной: с каждым годом продолжительность игры увеличивается. Так, воспитанники старших групп затрачивают на игру несколько часов, в некоторых случаях игра может продлиться несколько дней. Все это говорит о том, что дети данной возрастной категории способны самостоятельно обогатить игру новым содержанием, изменить ее направленность, благодаря имеющимся знаниям, уровню развития процессов мышления, воображения.
Сюжетно-ролевая игра становится стимулом к установлению между детьми ролевых и реальных отношений, подталкивающих их к общению, отражению в игровой деятельности предметной или трудовой деятельности взрослых, их отношений в зависимости от ситуации, среди которых сотрудничество, взаимопомощь, забота и другие. Развивая события в игре, дети учитывают желания и действия друг друга, тренируются отстаивать собственную точку зрения, строят и реализуют общие планы. Разумеется, в играх случаются и разногласия, поэтому каждая игра предполагает участие со стороны взрослого, заключающегося в грамотном руководстве.
Роль воспитателя заключается не только в регулировании направления хода игры и коррекции ролевых взаимодействий между детьми, но и в содействии углублению ее содержания, которое проявляется в развитии способности детей к продуцированию и воплощению замысла. При этом важно учесть, что в таком случае речь идет о бережном руководстве: педагогу ни в коем случае не нужно «диктовать» свои правила, важно лишь напоминать об изначально построенных планах игры, направляя сюжетную линию в нужное русло.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют договариваться об игре заблаговременно, а ее замысел обсуждать коллективно, что не может не отразиться на развитии их речевых умений. Старшие дошкольники постоянно усложняют свои игры, придумывают для них новые сюжеты и эпизоды. Такая игра в полной мере предоставляет детям возможность для удовлетворения своих потребностей при помощи слова, помогает сформулировать собственные мысли и чувства, приводит к осознанию переживаний партнеров по игре, формирует способность к согласованию действий при взаимодействии с ними.
Подводя итоги, еще раз отметим, что правильная речь человека – залог его гармоничного развития. Основы для это зарождаются еще в детстве, а воспитатель ДОО – человек, на которого возлагается серьезная миссия по созданию благоприятных условий для этого, одним из которых является грамотное руководство организацией сюжетно-ролевых игр.
Список литературы:
1. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. с.53-56.
2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитани...
Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Консультация для родителей на тему "Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему «Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить родителей с интернет-ресурсами для развития речи детей дошколь...