"Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу"
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Волокитина Елена Аникиевна

Презентация. Методические материалы для педагогов ДОУ, родителей. Методическая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pereskaz.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алексеева М.М. Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

Слайд 2

Пересказ литературных произведений Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют: мышление ребенка память воображение

Слайд 3

При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования: Произведения должны иметь воспитательную ценность. Быть доступными по содержанию. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий .

Слайд 4

Требования к пересказам детей Осмысленность Полнота передачи произведения Последовательность и связность пересказа Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами Плавность пересказа Выразительность и фонетическая правильность речи Культура поведения во время пересказа

Слайд 5

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу 1 мл. группа 2 мл. группа Средняя группа Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе ). Проводятся специально организованные занятия по пересказу. Сначала знакомые произведения. Затем, только что прослушанные тексты. Пересказ с помощью воспитателя. Допускаются пропуски, искажение и перестановка материала.

Слайд 6

Старшая группа Подготовительная к школе группа В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Приемы руководства пересказами детей усложняются, используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют. Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. В этой группе применяются: выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми) пересказ от лица разных героев придумывание продолжения к прочитанным текстам сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

Слайд 7

Подготовительная работа Подготовка воспитателя Подготовка детей к пересказам Выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения. 2. Анализ произведения и работе над выразительностью исполнения. 3. Отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста). 2. Объяснение незнакомых слов до чтения произведения. 3. Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Слайд 8

Структура занятий по пересказу 1. Вводная часть. (беседы, показ картинки, напоминания о наблюдениях, загадки). 2. Первичное чтение произведения. (название, автор) Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. Заключительная часть занятия. (драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления. Пересказ ...

Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу"

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления....

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

В работе по развитию речи детей ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но   и формирование лексического запаса ребенка, на основе кото...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика, практические задания, мастер-класс для педагогов по обучению детей дошкольного возраста пересказу....

Консультация «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, вниман...