Рабочая программа дополнительного образования "Умные пальчики"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа дополнительного образования "Умные пальчики" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_umnye_palchiki.docx | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 9» (ДО)
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО __________/Л.Л. Морозова/ от «____» 08.2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР МБОУ «ОШ №9» г. Ачинска _________/ Р.И. Воробьёва/ от «___»08. 2018г. |
Рабочая программа кружка по обучению детей старшего дошкольного возраста пальчиковым играм и упражнениям
«Умные пальчики»
Время проведения: 1 раз в неделю во второй половине дня.
Рабочую программу составил: воспитатель старшей группы Дильман Лэйла Салмановна 1 к/к |
г. Ачинск, 2018 год
- Пояснительная записка.
Родной язык играет вaжную роль в становлении личности ребенкa. Язык и речь традиционно рассмaтривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся рaзличные линии психического рaзвития: мышления, воображения, памяти и эмоций.
Существует много теорий речевого рaзвития дошкольников (Г. М. Ляминой, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушaковой, Т. Б. Филичевой). Влиянием пaльчиковых игр на рaзвитие речи детей дошкольного возрастa (3-7 лет) занимались К. Ю. Белая, Е. Железновa, И. В. Мaльцева,
О. А.Новиковскaя, Л. П. Сaвина, Е. Б. Шмелевa и др.
Ученые, изучaющие деятельность детского мозгa, психику детей, отмечaют большое стимулирующее знaчение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН устaновили, что уровень рaзвития речи детей нaходится в прямой зависимости от степени сформировaнности тонких движений пaльцев рук (К. Ю. Белaя и М. М.Кольцова).
В дошкольном возрaсте основной вид деятельности - это игрa. Знaчительный опыт нaкaпливается ребенком в игре. Из своего игрового опытa ребенок черпaет предстaвления, которые он связывaет со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулaми для проявления детской сaмостоятельности в области языкa; они должны быть в первую очередь использовaны в интересaх рaзвития речи детей. Хорошим средством для стимулировaния речи являются игры и упрaжнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что рaзвитие рук ребенкa и раaвитие речи взаимосвязаны. Чем выше двигательнaя aктивность, тем лучше рaзвитa речь. Пaльцы рук нaделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Оргaнизация пaльчикового игр и упражнений в рaзновозрaстной группе позволяет рaзвивать речь детей, а тaкже нaвыки взaимодействия, нрaвственные кaчествa, взaимопомощь, ответственность стaрших за млaдших детей.
Цель кружковой работы: развитие речи детей в старшей разновозрастной группе 4-7 лет.
Задачи:
- Познакомить детей с пальчиковыми играми;
- Познакомить детей с пальчиковым театром;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Учить согласовывать речь с движением пальчиков.
Участники: дети, родители, воспитатели старшей разновозрастной группы.
Место проведения: групповая комната старшей разновозрастной группы.
Материально-техническое обеспечение: пальчиковый кукольный театр, картотека пальчиковых игр и упражнений, ширма, ноутбук.
- Перспективный план реализации комплекса развивающих мероприятий на основе пальчиковых игр и упражнений.
№ п/п | Мероприятие | Месяц проведения | Участники | Цель мероприятия |
1. | 1)Составить картотеку пальчиковых игр и упражнений «Наши пальчики играют». (Приложение А) 2)Составить план ознакомления детей с пальчиковыми играми и упражнениями. | Октябрь | Воспитатель | 1. Обеспечить содержательный материал для организации деятельности детей 2.Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми. |
2. | 1)Выступление на родительском собрании с докладом на тему: «Речь и пальчики». (Приложение Б ) 2)Мастер-класс «Мини театр». 3) Включение пальчиковых игр и упражнений в различные режимные моменты. | Октябрь Октябрь- апрель | Воспитатель, родители и дети | 1)Ознакомление родителей с взаимосвязью речи и мелкой моторики рук детей. 2) Научить родителей и детей создавать персонажей для пальчикового театра в домашних условиях. 3) Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. |
3. | 1)Консультация для родителей «Пальчиковая театр, что это?» (Приложение Г ) 2)Выбор, с учетом пожеланий детей, сказок для пальчикового театра. 3) Создание различных атрибутов для пальчиковых театров и ширмы в группе. | Ноябрь – декабрь | Воспитатель, родители и дети | 1)Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений. 2,3) Пополнение предметно пространственной среды группы. Привлечение родителей и детей к созданию пальчиковых театров. |
4. | 1)Оформить папку-передвижку и каждый месяц обновлять в ней пальчиковые игры и упражнения. | Декабрь – май | Воспитатель, родители и дети | 1)Ознакомление родителей с пальчиковыми играми и упражнениями, изучаемыми в группе с детьми. Закрепление текста и движений дома с родителями. |
5. | 1)Игра-беседа с детьми «Наши пальчики» (Приложение Д ) 2)Познакомить детей с пальчиковыми играми-песенками Е. Железновой: «Паучок», «Червячки», «Пять утят». | Январь | Воспитатель, дети | Вызывать у детей интерес к пальчиковым играм, формировать добрые взаимоотношения, а также музыкальный слух и внимание. |
6. | 1) Театрализованное развлечение «Волшебные пальчики». (Приложение Е ) | Февраль | Воспитатель, родители и дети | 1) Развивать общую координацию движений, мелкую моторику рук. Обогащать словарь детей |
7. | 1)Показ сказки «Заюшкина избушка» для детей младшей группы | Март | Воспитатель, дети | 1)Воспитывать слаженную работу в коллективе |
8. | 1)Показ сказки для родителей «Теремок». 2) «Время подводить итоги» | Апрель | Воспитатель, родители и дети | 1)Показать родителям, как дети научились согласовывать речь с движениями рук, а также работать в команде. 2) Анализ проделанной работы. |
- График ознакомления детей с пальчиковыми играми из картотеки по возрастам
№ п/п | Месяц | Игры | ||
Для детей 3-4 лет | Для детей 4-5 лет | Совместные игры детей 3-5 лет | ||
1. | Октябрь | «Коза» | «Рыбки плавали…» «Капитан» | «Паучина» «Горшочек» |
2. | Ноябрь | «Пароход» | «Дом» «Трик-трак» | «Шар» «Осенние листья» |
3. | Декабрь | «Очки» | «Два козлика» «У жирафов» | «Мы капусту рубим, рубим…» «Шалун» |
4. | Январь | «Белочка» | «Котята» «Перчатка» | «Пальчики в лесу» «Моя семья» |
5. | Февраль | «Радуга» | «Часы» «Улитка» | «Дружные пальчики» «Кошка и мышка» |
6. | Март | «Замок» | «Червячки» «Ветер» | «Апельсин» |
7. | Апрель | «Есть игрушки у меня» | «Сороконожки» | «На корабле из дальних стран…» |
Список литературы
- Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 2-е издание, стереотип. - М.: Академия, 2003. - 160 с.
- Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада / В.В. Гербова, Максакова А.И. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006.-128 с.
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – М.: изд. «Детство Пресс», 2012. 96 с.
- Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. [Текст] / И. В. Мальцева – М.: Азбука-классика, 2010. – 117 с.
- Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 4-5 лет. - М.: Издательство «Каро», 2009.- 96 с.
- Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова – М.: «Рипол Классик», 2010. – 45 с.
- Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры [Текст] / Е. Б. Шмелева – М.: Ювента, 2009. – 74 с.
- Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. - С. 17-58
Приложение 1.
Картотека пальчиковых игр.
МОЯ СЕМЬЯ | |
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это - мама, Это - я, Это - бабушка моя, Это - папа, Это - дед. И у нас разлада нет. | Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой |
КОШКА И МЫШКА | |
Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает -Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает | Руки лежат на столе или коленях Разжимаем и сжимаем ладои (как кошечка) Указательный и средний пальцы «шагают» по столу или коленям Прячем руки за спину |
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ | |
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран. | Хлопать в ладоши загибать поочерёдно пальчики |
ПАЛЬЧИКИ | |
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул. Этот сразу же уснул. Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит. Солнце красное взойдет, утро ясное придет, Будут птички щебетать, будут пальчики вставать! | (Ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой (загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик) (загибает указательный пальчик) (загибает большой пальчик) (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) Повторить то же самое с правой рукой. |
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ | |
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел! | (Взрослый держит перед собой кулачок ребенка) (разгибает мизинчик) |
ШАЛУН | |
Наша Маша варила кашу | На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов |
КТО ПРИЕХАЛ? | |
Кто приехал? Мы, мы, мы!
| (Ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает в ладоши) |
БЕЛОЧКА | |
Сидит белка на тележке, Заиньке усатому. | Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого |
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | (Загибать пальцы, начиная с большого) (загибать пальчики, начиная с большого) |
ЧЕРВЯЧКИ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. |
У ЖИРАФОВ | |
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. пятнышки везде. на коленях и носках. складочки везде. складочки везде. на локтях, на коленях и носках. | Хлопаем по всему телу ладонями Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела Щипаем себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. |
АПЕЛЬСИН | |
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка… кожура. Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда | Дети изображают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу дети разжимают по пальцу, начиная с большого. Дети прячут руки за спину |
ЗАМОК | |
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули… Покрутили… Постучали… И открыли! | Соединить пальцы рук в замок. Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны. Волнообразные движения кистями рук. Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку. Пальцы разъединили. |
ГОРШОК | |
Под крышкой - | Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз. |
ТРИК-ТРАК | |
Трик – трак, трик-трак Под мостом жил старый рак. Рыжий кот пришел под мост, Рак схватил кота за хвост. Мяу-мяу помогите, С хвоста рака отцепите. Все бегут и я бегу – Коту Ваське помогу. | Ладони сцеплены в замок. Наклоны кулачка в стороны. Хаотичные движения пальцев правой руки под ладонью левой. Указательный и средний пальцы правой руки имитируют ходьбу по левой руке. Левой рукой хватаем мизинец правой руки. Левая рука держит мизинец правой руки, остальные пальцы выполняют хаотичные движения. Хлопаем в ладоши. |
ПАУЧИНА | |
Пау - Паучина паутину шил. Вдруг закапал дождик, Паутину смыл, Вот и солнце вышло, Стало подсыхать, Пау- Паучина трудится опять. | Ладони обеих рук соединены, подушечками пальцев левой руки постукиваем о подушечки пальцев правой руки. Указательным пальцем правой руки постукиваем по раскрытой ладони левой руки. Скользящие движения правой ладони о левую ладонь. Перекрестные движения ладоней обеих рук друг об друга. Ладони обеих рук соединены, подушечками пальцев левой руки постукиваем о подушечки пальцев правой руки. |
МЫ КАПУСТУ РУБИМ-РУБИМ | |
Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем, трем Мы капусту солим, солим. Мы капусту мнем, мнем. Попробовали Фу, пересолили. | Тыльной стороной правой ладони ударяем по ладони левой руки. Правая ладонь сжата в кулак, трем ей о левую раскрытую ладонь
Ладони обеих рук сжимаем в кулаки и выпрямляем. Пальцы сложенные в «щепотку» подносим ко рту. Повторяем игру заново, в конце капуста не пересолена. |
ДВА КОЗЛИКА | |
Как-то раз к кому-то в гости | На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени. |
Приложение 2.
Консультация для родителей:
« Речь и пальчики»
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения( например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки , решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка ( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие - которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
- Показать отдельно только один палец- указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Показать отдельно только один палец - большой - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. -Махать в воздухе только пальцами.
- Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Игры с конструктором.
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами.
- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).
К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности , аккуратности, внимательности, настойчивости. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую - нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Приложение 3.
Консультация для родителей:
«Пальчиковый театр – что это?»
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.
Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимают ребенку настроение, успокаивают, если он расшалился, развлекают, если вдруг становится скучно.
Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.
Сегодня все мамы и папы должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Фигурки сказочных персонажей одеваются на пальчики ребенка, и герои оживают, они умеют двигаться и говорить, это развивает речь детей, учит общению между сверстниками. Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают развивать кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.
Пальчиковый театр — это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир. Домашний театр считается популярной формой семейного досуга. Домашние представления способствуют ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом. Игра в пальчиковый театр хороша тем, что в ней могут участвовать все члены вашей семьи. Совместное творчество поможет вам не только развивать фантазию ваших детей, но и даст возможность лучше узнать друг друга, разовьёт чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело, сплотить вашу семью. Прежде чем разыгрывать мини-сценку или мини-спектакль, детей необходимо познакомить с содержанием. Затем необходимо объяснить значение незнакомых или непонятных слов.
Следующий этап – характеристика героев мини-спектакля. Очень важно учить детей анализировать поступки других, предлагая стать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук.
Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев, движения должны быть активными и свободными. Например: на указательном пальце – «шапочка» — персонаж «Дед», большой и средний пальцы – «руки деда».
Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Хотите чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться играя, а играя познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый театр. Сделать театр своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью.
Приложение 4.
Беседа с детьми на тему:
«НАШИ ПАЛЬЧИКИ»
Ребята послушайте загадку:
Слушайте загадку:
Две помощницы мои Много, что умеют: Рисовать и вырезать, Шить, вязать, слова писать. (РУКИ) |
Правильно, это руки. А как вы думаете, для чего человеку нужны руки? Сколько у вас рук? Покажите правую руку, а теперь левую. Что вы умете делать руками? А что умеют делать руки ваших мам, пап? А почему руки ваших родителей умеют делать больше, чем ваши? Посмотрите на мои руки. Какие они?
Мои руки умеют резать, писать, рисовать, шить. А ваши руки еще маленькие. Давайте сравним наши руки. (Прикладываю свои руки к рукам детей). Когда вы вырастите большими, ваши руки тоже вырастут и многому научатся. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и две 1ладошки).
Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание. А у вас какие пальчики?
А чтобы ваши руки многое умели, надо их тренировать.
Давайте потренируем ваши ручки.
Пальчиковая игра " ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ"
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся-"здороваемся» с каждым пальцем.
- Здравствуй, указательный!
- Привет, средний!
- Здорово, безымянный!
- Как дела, мизинец?
Приложение 5.
Конспект НОД
Театрализованное развлечение «Волшебные пальчики».
Задачи:
1. Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев.
2. Развивать умение понимать обобщающие слова.
3. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.
Познавательное развитие
Задачи:
1. Развивать умение различать правую и левую руку.
2. Закреплять умение подбирать предметы по цвету.
3. Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам.
"Физическая культура"
Задачи:
1. Развивать общую координацию движений, мелкую моторику рук.
Материал: чудесный мешочек (овощи, фрукты), музыкальное сопровождение "Развивалочка" Е. Железнова
(трек № 4), прищепки, картонные полоски (косточки) по количеству детей; шаблоны фруктов и овощей на каждого ребёнка.
Активизация словаря: овощи, фрукты, прищепки.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей сегодня на нашем занятии. Давайте покажем, какие мы взрослые и как мы умеем играть.
-Послушайте, ребята, стихотворение.
1. Есть у нас помощники
Пальчики весёлые,
Самые прилежные
На работу скорые.
2. Гибкие, волшебные,
Деловые, смелые,
Будем вместе с ними жить,
Заниматься и дружить.
-Как вы думаете, что умеют наши пальчики делать (ответы детей:рисовать, застёгивать пуговицы, держать
ложку и т. д.) Правильно, ребята. Пальчики у нас не простые, они волшебные, потому что могут
разговаривать. Хотите узнать, как они говорят? Тогда повторяйте за мной.
Пальчиковый тренинг со стихотворением
" Какая у кого песенка".
У ходиков песня такая
-Тик. Так. Тик. (Руки - "стрелки" с наклонами в сторону)
У птички синички - такая:
-Пик. Пик. Пик. (Ладошки -"клювики" с прыжками)
У поросёнка- такая:
-Рюх. Рюх. Рюх. (Покручивая кулачками -"пятачками")
У кисоньки песня такая:
-Мяу. Мяу.
Ласковая такая. (Ладошки гладят "шёрстку").
Повторить 2 раза.
-Ребята, вы знаете, что даже когда язычок молчит, наши пальчики могут разговаривать. Попробуйте показать, как наши пальчики говорят:
-Иди ко мне
-Пригрозить
-Приласкать
-Поплясать
-Попрощаться
-Постучать
-Молодцы, ребята. Вы всё правильно показали. Наши пальчики очень умные. Они могут определить на ощупь
предметы.
Проводится дидактическая игра "Чудесный мешочек".
-А сейчас, я хочу загадать вам загадку:
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (собака).
-Правильно, это собака. А давайте пальчиками покажем собачку. (Мизинец и указательный палец-"ушки",
остальные пальцы-"ротик") .Как собачка гавкает (гав-гав) .Покажите, как гавкает собачка. А как гавкает
большая собака, а как щенок?
-Ой, ребята, посмотрите, а что это у меня (прищепки) .Для чего нужны прищепки?
-Это не простые, а волшебные прищепки. Они могут превращаться. Наши прищепки сейчас превратятся в
собачек. А что собачки любят? Собачки очень любят грызть косточки.
Игровое упражнение "Угостим Жучку".
Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребёнка
прищепка-"Жучка".
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберём
И собачке отнесём.
Жучка косточку схватила
И зубами надкусила. Ам.
Правая рука подносится к левой, "собачка" захватывает "косточку".
-А сейчас, ребята, мы немного отдохнём.
Физ. минутка "Танец червячков" (диск "Развивалочка" №4 Е. Железнова).
-Посмотрите, ребята, что здесь нарисовано (груша, помидор, слива, огурец). А как одним словом мы можем назвать грушу и сливу (фрукты) .А помидор и огурец (овощи) .Правильно.
Игровое упражнение "Зубастики"
-Сейчас я расскажу вам интересную историю.
-Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета (Дети называют цвета прищепок). Они очень любили овощи и фрукты. Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.
Красный зубастик ест помидор.
Жёлтый - за грушей полез за забор.
Синий ест сливу: вот молодец.
Зелёный зубастик ест огурец.
-Ребята, покормите своих зубастиков. Только смотрите ничего не перепутайте (дети на шаблоны овощей и фруктов прищепляют прищепки соответствующих цветов).
-Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Дружные пальчики»
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Истоки сп...
Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.
Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....
Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Рабочая программа дополнительного образования «Дружные пальчики»
Развитие речи детей младшего школьного возраста через пальчиковые игры...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики»
Программа дополнительного образования по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики» предназначена для детей старшего...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...