Конспекты занятия по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспекты занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Буква "Т" и звук "т" и " Диференициация звуков "л-р""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_bukvoy_t.docx | 19.54 КБ |
zvuk_l_i_r.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 119 Невского района
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Ознакомление с буквой «Т». Буква Т и звук [ т ]»
Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна
Санкт-Петербург 2022
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Образовательные задачи. Ознакомление детей с буквой «Т». Буква Т и звук [ т ].
Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Развивающие задачи. Развитие фонетических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента. Карточки для раскрашивания буквы Т по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, «Чудесный мешочек».
Предварительная работа. Заучивание стихотворения о букве Т , подбор слов на звук [т], подбор картинок похожих на буквы, слоговой домик.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие :
-Здравствуйте, ребята!
Воспитатель встречает детей с «Чудесным мешочком» в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание и занимают места за столом.
Воспитатель: Сейчас мы с вами познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. А сейчас первая игра.
2. Игра «Выбери картинки». Развитие внимания, фонематических представлений.
Педагог раскладывает на столе картинки.
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Каждый из вас должен выбрать одну картинку, в названии которой будет та буква, которую вы держите в руках.
3. Рассказывание воспитателем стихотворения. Развитие речевого слуха, фонетического восприятия.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук я выделяла голосом.
Троллейбус по городу едеТ,
Его обгоняеТ Трамвай,
На них на вокзал не успеем!
Скорее Такси вызывай!
Дети. Звук [ т ].
Воспитатель: Верно. Об этом звуке и о букве, которая его обозначает, мы и поговорим сегодня.
4. Упражнение «Будь внимательным». Развитие фонетического восприятия.
Воспитатель: Произнесите звук [ т ]. Почувствуйте, как язык ударяется о верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать вот такими синими кружками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [ т ] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы поднимать руки в стороны, если услышите звук [ т ].
Дети. Разводят руки в стороны, услышав звук [ т ].
5. Упражнение «Что получится?» Формирование навыков звукового и слогового анализа.
Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.
Воспитатель: А сейчас смы поиграем в игру «Что получится?». Если я сначала произнесу звук [ а ], потом звук [ т ]. Что получится?
Дети. Ат
Воспитатель: Верно. Каким кружком я обозначаю звук [ а ], каким – звук [т)
Дети. Для звука [а ] можно взять красный кружок, для звука [ т ] – синий.
Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске.
Педагог. Если я произнесу [ у ], потом [ т ], что получится?
Дети. Ут
Воспитатель: Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [ т ], потом [ а ], что получится?
Дети. Та.
Воспитатель: Выложите схему.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [ та ], потом - [ та ], что получится?
Дети. Тата.
Воспитатель: Молодцы. Послушайте, как я произнесу имя девочки Тата и прохлопаю, сколько в нем частей-слогов. Та-та.
Педагог прихлопывает слоговой рисунок слова, произнося его.
Воспитатель: Сколько раз я хлопнула?
Дети. Два раза.
Воспитатель: И сколько слогов в слове Тата?
Дети. Два слога.
Воспитатель: Давайте все вместе прохлопаем это слово.
Дети вместе с педагогом прохлопывают это слово.
6.Знакомство с буквой Т.
Педагог выкладывает букву Т из магнитных палочек синего цвета.
Воспитатель: Из скольких палочек состоит буква Т.
Дети. Из двух.
Педагог на доске переворачивает картинки, похожие на буквы.
Воспитатель: Кто нашел картинку, похожую на Т, поднимите руку.
Дети. Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а теперь почитаем слоги в домике: ат, от, ут, ит, та, то, ту.
Дети. Выполняют задание.
7. Игра «Живой конструктор».
Воспитатель: Теперь давайте сделаем «живые буквы». Мальчики лягут на ковер и изобразят длинные палочки буквы Т, а девочки лягут на ковер и изобразят короткие палочки – шляпки.
8. Работа в карточке. Развитие мелкой моторики ( раскрашивают букву Т),
9. Итог. С какой буквой мы познакомились сегодня? Какой звук она обозначает.
Дети отвечают.
Вы молодцы, похлопайте себе.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 119 Невского района
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков л – р».
Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна
Санкт-Петербург 2022
Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.
Задачи. Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифферен-цировать звуки [л] и [р] в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки [л] и [р] в словах.
Упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости.
Продолжать учить определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление.
Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков [л] и [р] в слогах, словах, чистоговорках.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми (артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, проведение игр: речевые, подвижные, хороводные с использование различных считалок; чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания; заучивание потешек, скороговорок, пословиц, стихов. Работа с альбомом по развитию речи «Говори правильно».
Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути реше-ния, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорки, хоровые и индивидуальные повторения, игровые методы.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: алгоритм плана работы, карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], ноутбук, куклы Лена и Ром, мячик.
Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации зву-ков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, звуковые линейки, фишки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Какой у нас девиз?
Дети : «Мы будем разговаривать, И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно»
Воспитатель: Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.
Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можете о ней сказать:
Разобиделся Макар – Искусал его комар. Но поймите комара: Ничего не ел с утра.
- Что вы заметили, прослушав чистоговорку? Д -: мы услышали много звуков [л] и [р]. - Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что-то узнать об этих звуках? - Да
Поисковый этап
- Давайте подойдём к доске и составим план занятия. Что вы хотите узнать и чем хотите заниматься?
- Хотим сделать гимнастику для язычка,
-узнать, как правильно произносить эти звуки,
- отгадывать загадки со звуками,
- поиграть в игры со звуками. Практический этап.
Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парусник», «Чашечка». (Показать детям схему артикуляции звуков).
Произнесите, пожалуйста, звук [л] (хоровое и индивидуальное произношение) Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?
Дети: согласный, звонкий.
Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук [р] (хоровое и индивидуаль-ное произношение) Когда мы его произносим, что происходит? (губы улы-баются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние пе-редние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. Какой звук [р]? (Показ и произнесение).
Дети: согласный, звонкий.
Воспитатель: Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).
Ла – ла – ла – лопата и пила, Ра – ра – ра – высокая гора, Ло – ло – ло – как на солнышке тепло, Ру – ру – ру – коза грызет кору, Молодцы. Язычок наш отлично поработал. : А сейчас поиграем в игру «Слушай – не ошибись» (определение наличия звука в словах). Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
( Слова: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Для следующей игры нам нужно сделать круг.
Игра «Большой и маленький братец» (с мячом).
У звуков тоже бывают братья. Большой братец - твёрдый согласный, а ма-ленький братец - мягкий согласный звук. Звук [л] звучит твёрдо - это боль-шой братец, а маленький братец звук [ль] нежный - произносится мягко.
Я буду большим братцем, а вы маленьким. Будьте внимательны. (Ла-ля, лы-ли, лу-лю, ло-лё, лэ-ле, ра-ря, ры-ри, ру-рю, ро-рё, рэ-ре).
Игра «Составь слово» (с мячом).
Воспитатель: Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.
( Слова: зо. ла, го…ра, но. ра, иг…ла, иг…ра, шко…ла, што…ра, пи…ла, ко…ра, си…ла, детво…ра, мошка…ра, ю. ла,у. ра, аку. ла, кону…ра, жа. ра).
Давайте присядем на стулья и продолжим.
Игра «Доскажи словечко» (ноутбук).
- Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. (Дети называют слова, на ноутбуке появляется соответствующая картинка). Слушайте внимательно.
Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .
Часто к озеру напиться Ходит рыжая … (лисица) Верещунья, белобока, А зовут её … (сорока) Из скорлупки без пелёнок Вылез желтенький (цыпленок) В середине человечка День и ночь стучит … (сердечко) Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)Зреет на кустах малина, Соберёт её … /Марина/.
Получилась, чтоб причёска,
Честно трудится … (расчёска)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит (слон)
Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.
Игра «Подарки».
Дети, к нам на занятие пришли куклы Лена и Рома. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Лена любит игрушки, в названии которых есть звук «л», а Рома – со звуком «р». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушки, объясняют, кому они хотят ее подарить и почему).
( игрушки: ключ, лев, торт, малина, кегля, слон, стул, ложка, рыба, пила, кошелёк, крышка, платье, телефон, ручка, карандаш, лак, лупа, сыр, гриб, роза, пирамидка, лимон, самолёт, ёлка, погремушка, матрёшка, перо, ведро, расчёска, груша).
Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали Лену и Рому.
Игра «Ромашка» (на ковре).
Воспитатель: Пока мы играли, подул ветер и рассыпал наши ромашки.
Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р]. (Дети берут ле-пестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]). Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «ромашка». ( В ходе игры вопросы к детям: Что у тебя нарисовано на картинке? Какой звук есть в названии? Почему ты положил сюда этот лепесток)
Теперь присядьте за столы. Следующая игра «Определи место звука в слове» (за столами).
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Вы должны чётко произнести слово, определить, какой звук в этом слове (л или р, обозначить фишкой место звука в слове. (Что нарисовано на твоей картинке? Какой звук в этом слове? Значит, фишку куда кладём?) Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, пройдите к доске. Давайте проверим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Дети: Сделали гимнастику для язычка,
- узнали, как правильно произносить эти звуки,
- отгадывали загадки со звуками,
- играли в игры со звуками,
Воспитатель: С какими звуками мы работали? Что вам понравилось на занятии? Что было трудно?
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весё-лому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.
Итоги:
Воспитатель: Предлагаю вам дома нарисовать картинки со звуками [л] и [р], принести в детский сад на выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"
Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА:Звуки [c ], [c’] и буква «С»...
Занятие для родителей по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Что мы запомнили»
Занятие для родителей по обучению грамоте...
Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной группе
Непосредственно образовательная деятельность по подготовке руки к письму в подготовительной группе...