Конспекты занятия по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Баркарь Наталия Григорьевна

Конспекты занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Буква "Т" и звук "т" и " Диференициация звуков "л-р""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_bukvoy_t.docx19.54 КБ
Файл zvuk_l_i_r.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Ознакомление  с буквой «Т». Буква Т и звук [ т ]»

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

                                 Санкт-Петербург 2022

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе


Образовательные задачи. Ознакомление детей с буквой «Т». Буква Т и звук [ т ].

Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.

Развивающие задачи. Развитие фонетических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи.  Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента. Карточки для раскрашивания буквы Т по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, «Чудесный мешочек».

Предварительная работа. Заучивание стихотворения о букве Т , подбор слов на звук [т], подбор картинок похожих на буквы, слоговой домик.

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Приветствие :

-Здравствуйте, ребята!

Воспитатель встречает детей с «Чудесным мешочком» в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание и занимают места за столом.

Воспитатель: Сейчас мы с вами познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. А сейчас первая игра.

2. Игра «Выбери картинки». Развитие внимания, фонематических представлений.

Педагог раскладывает на столе картинки.

Воспитатель: Посмотрите на картинки. Каждый из вас должен выбрать одну картинку, в названии которой будет та буква, которую вы держите в руках.

3. Рассказывание воспитателем стихотворения. Развитие речевого слуха, фонетического восприятия.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук я выделяла голосом.

Троллейбус по городу едеТ,           
Его обгоняеТ Трамвай,
На них на вокзал не успеем!
Скорее Такси вызывай!
Дети. Звук [ т ].

Воспитатель: Верно. Об этом звуке и о букве, которая его обозначает, мы и поговорим сегодня.

4. Упражнение «Будь внимательным». Развитие фонетического восприятия.

Воспитатель: Произнесите звук [ т ]. Почувствуйте, как язык ударяется о верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать вот такими синими кружками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [ т ] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы поднимать руки в стороны, если услышите звук [ т ].

Дети. Разводят руки в стороны, услышав звук [ т ].

5. Упражнение «Что получится?» Формирование навыков звукового и слогового анализа.

Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.

Воспитатель: А сейчас смы поиграем в игру «Что получится?». Если я сначала произнесу звук [ а ], потом звук [ т ]. Что получится?

Дети. Ат

Воспитатель: Верно. Каким кружком я обозначаю звук [ а ], каким – звук [т)

Дети. Для звука [а ] можно взять красный кружок, для звука [ т ] – синий.

Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске.

Педагог. Если я произнесу [ у ], потом [ т ], что получится?

Дети. Ут

Воспитатель: Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [ т ], потом [ а ], что получится?

Дети. Та.

Воспитатель:  Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [ та ], потом - [ та ], что получится?

Дети. Тата.

Воспитатель: Молодцы. Послушайте, как я произнесу имя девочки Тата и прохлопаю, сколько в нем частей-слогов. Та-та.

Педагог прихлопывает слоговой рисунок слова, произнося его.

Воспитатель: Сколько раз я хлопнула?

Дети. Два раза.

Воспитатель:  И сколько слогов в слове Тата?

Дети. Два слога.

Воспитатель: Давайте все вместе прохлопаем это слово.

Дети вместе с педагогом прохлопывают это слово.

6.Знакомство с буквой Т.

Педагог выкладывает букву Т из магнитных палочек синего цвета.

Воспитатель: Из скольких палочек состоит буква Т.

Дети. Из двух.

Педагог на доске переворачивает картинки, похожие на буквы.

Воспитатель: Кто нашел картинку, похожую на Т, поднимите руку.

Дети. Ответы детей.

Воспитатель:  Дети, а теперь почитаем слоги в домике: ат, от, ут, ит, та, то, ту.

Дети. Выполняют задание.

7. Игра «Живой конструктор».

Воспитатель: Теперь давайте сделаем «живые буквы». Мальчики лягут на ковер и изобразят длинные палочки буквы Т, а девочки лягут на ковер и изобразят короткие палочки – шляпки.

8. Работа в карточке. Развитие мелкой моторики ( раскрашивают букву Т),

9. Итог. С какой буквой мы познакомились сегодня? Какой звук она обозначает.

Дети отвечают.

Вы молодцы, похлопайте себе.



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              детский сад № 119 Невского района

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков л – р».

                                           Подготовила: Баркарь Наталия Григорьевна

                                 Санкт-Петербург 2022

Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.

Задачи. Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифферен-цировать звуки [л] и [р] в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки [л] и [р] в словах.

Упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости.

Продолжать учить определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление.

Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков [л] и [р] в слогах, словах, чистоговорках.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми (артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, проведение игр: речевые, подвижные, хороводные с использование различных считалок; чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания; заучивание потешек, скороговорок, пословиц, стихов. Работа с альбомом по развитию речи «Говори правильно».

Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути реше-ния, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорки, хоровые и индивидуальные повторения, игровые методы.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал: алгоритм плана работы, карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], ноутбук, куклы Лена и Ром, мячик.

Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации зву-ков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, звуковые линейки, фишки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Какой у нас девиз?

Дети :  «Мы будем разговаривать, И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно»

Воспитатель: Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.

Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можете о ней сказать:

Разобиделся Макар – Искусал его комар. Но поймите комара: Ничего не ел с утра.

-  Что вы заметили, прослушав чистоговорку? Д -: мы услышали много звуков [л] и [р]. - Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что-то узнать об этих звуках? - Да

 Поисковый этап

 -  Давайте подойдём к доске и составим план занятия. Что вы хотите узнать и чем хотите заниматься?

 - Хотим сделать гимнастику для язычка,

-узнать, как правильно произносить эти звуки,

- отгадывать загадки со звуками,

- поиграть в игры со звуками. Практический этап.

Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парусник»«Чашечка»(Показать детям схему артикуляции звуков).

Произнесите, пожалуйста, звук [л] (хоровое и индивидуальное произношение) Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?

Дети: согласный, звонкий.

Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук [р] (хоровое и индивидуаль-ное произношение) Когда мы его произносим, что происходит? (губы улы-баются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние пе-редние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. Какой звук [р](Показ и произнесение).

Дети: согласный, звонкий.

Воспитатель: Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).

Ла – ла – ла – лопата и пила, Ра – ра – ра – высокая гора, Ло – ло – ло – как на солнышке тепло, Ру – ру – ру – коза грызет кору, Молодцы. Язычок наш отлично поработал. : А сейчас поиграем в игру «Слушай – не ошибись» (определение наличия звука в словах). Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

( Слова: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Для следующей игры нам нужно сделать круг.

Игра «Большой и маленький братец» (с мячом).

У звуков тоже бывают братья. Большой братец - твёрдый согласный, а ма-ленький братец - мягкий согласный звукЗвук [л] звучит твёрдо - это боль-шой братец, а маленький братец звук [ль] нежный - произносится мягко.

Я буду большим братцем, а вы маленьким. Будьте внимательны. (Ла-ля, лы-ли, лу-лю, ло-лё, лэ-ле, ра-ря, ры-ри, ру-рю, ро-рё, рэ-ре).

Игра «Составь слово» (с мячом).

Воспитатель: Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.

( Слова: зо. ла, го…ра, но. ра, иг…ла, иг…ра, шко…ла, што…ра, пи…ла, ко…ра, си…ла, детво…ра, мошка…ра, ю. ла,у. ра, аку. ла, кону…ра, жа. ра).

Давайте присядем на стулья и продолжим.

Игра «Доскажи словечко» (ноутбук).

- Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. (Дети называют слова, на ноутбуке появляется соответствующая картинка). Слушайте внимательно.

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Часто к озеру напиться Ходит рыжая … (лисица) Верещунья, белобока, А зовут её … (сорока) Из скорлупки без пелёнок Вылез желтенький (цыпленок) В середине человечка День и ночь стучит … (сердечко) Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)Зреет на кустах малина, Соберёт её … /Марина/.

Получилась, чтоб причёска,

Честно трудится … (расчёска)

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит (слон)

Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.

Игра «Подарки».

Дети, к нам на занятие пришли куклы Лена и Рома. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Лена любит игрушки, в названии которых есть звук «л», а Рома – со звуком «р». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушки, объясняют, кому они хотят ее подарить и почему).

( игрушки: ключ, лев, торт, малина, кегля, слон, стул, ложка, рыба, пила, кошелёк, крышка, платье, телефон, ручка, карандаш, лак, лупа, сыр, гриб, роза, пирамидка, лимон, самолёт, ёлка, погремушка, матрёшка, перо, ведро, расчёска, груша).

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали Лену и Рому.

Игра «Ромашка» (на ковре).

Воспитатель: Пока мы играли, подул ветер и рассыпал наши ромашки.

Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р]. (Дети берут ле-пестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]). Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «ромашка». ( В ходе игры вопросы к детям: Что у тебя нарисовано на картинке? Какой звук есть в названии? Почему ты положил сюда этот лепесток)

Теперь присядьте за столы. Следующая игра «Определи место звука в слове» (за столами).

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Вы должны чётко произнести слово, определить, какой звук в этом слове (л или р, обозначить фишкой место звука в слове. (Что нарисовано на твоей картинке? Какой звук в этом слове? Значит, фишку куда кладём?) Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, пройдите к доске. Давайте проверим, выполнили ли мы план. Что узнали?

Дети: Сделали гимнастику для язычка,

- узнали, как правильно произносить эти звуки,

- отгадывали загадки со звуками,

- играли в игры со звуками,

Воспитатель: С какими звуками мы работали? Что вам понравилось на занятии? Что было трудно?

Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весё-лому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.

Итоги:

Воспитатель: Предлагаю вам дома нарисовать картинки со звуками [л] и [р], принести в детский сад на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"

 Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...

Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной группе

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке руки к письму в подготовительной группе...