Конспект по развитию речи "Осенний лес" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Осенний лес» в средней группе.
Цель: познакомить детей средней группы с рассказом о природе леса осенью.
Задачи: Продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение.
Учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь детей.
Продолжать развивать память, внимание, познавательные интересы детей: давать правильные названия лесным птицам, называть грибы, ягоды.
Продолжать работу по звуковой культуре речи: произносить шипящий звук -ш-: громче, тише; воспитывать любовь к природе родного края.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе осенью; предварительное знакомство и разучивание с детьми стихотворения Е. Благинина “ Листья золотые падают, летят”; рассматривание иллюстраций с изображением лесных птиц.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением осени в лесу, фигурка Лесовичка, иллюстрации с изображением лесных птиц.
Раздаточный материал: по два “листика” в каждую руку для проведения п/и “Ветер-Листья”.
Форма организации: коллективная (совместная деятельность воспитателя и детей).
Методы и приё мы: использование художественной литературы, вопросы к детям, индивидуальная работа, словарная работа и активизация словаря; игровой, наглядный, практическая деятельность детей.
1. Вводная часть
Прослушивание музыкального отрывка П. И. Чайковского “ Времена года. Осень”.
2. Основная часть
Чтение наизусть стихотворения Е. Благинина «Листья золотые падают ,летят.»
Беседа об изменениях в природе в октябре;
Сюрпризный момент - появление героя Лесовичка;
Загадывание загадок о ветре и листьях;
Физкультминутка “ Ветер по лесу летал”;
ЗКР звук -ш-: игра “ Ветер и листья”;
Знакомство детей с произведением Соколова “ Осень в лесу”;
Вопросы к детям по содержанию;
3. Заключительная часть
Обобщение воспитателя о изменениях природы в лесу осенью;
д/и “ Улетают-остаются”.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель включает фоном музыкальный отрывок П. И. Чайковского“ Времена года. Осень ” зачитывает отрывок А. С. Пушкина.
Воспитатель:
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года эти стихи? (об осени)
- А кто может назвать осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите, какой сейчас идёт месяц. (октябрь)
-Правильно, именно в октябре осень раскрашивает деревья разноцветными красками. Мы с вами недавно учили стихотворение Е. Благининой «Листья золотые падают ,летят», давайте его вспомним. Кто хотел бы его рассказать. (воспитатель спрашивает 2 детей.)
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
- Молодцы!
- Ой, ребятишки, посмотрите, к нам гость пришёл! Кто это? (Лесовичок). Лесовичок очень любит загадки, попробуйте их отгадать.
“ Без рук, без ног, а деревья гнёт” (Ветер)
“ Падают с ветки золотые монетки” (Листья)
- Молодцы, какие вы сообразительные. Давайте мы покажем Лесовичку нашу игру с пальчиками.
Физкультминутка “ Ветер по лесу летал”
Ветер по лесу летал, (делаем лёгкие махи, имитируя ветер)
Ветер листики считал:
(загибаем по очереди пальчики на руке, начиная с большого пальца)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой
Вот последний лист с осинки.
Ветер бросил на тропинку. (выполняем соответствующее движение)
Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель предлагает от имени лесовичка поиграть в игру “ Ветерок и листья” (звуковая культура речь: произнесение звука -ш-тихо, громко, отрывисто, протяжно)
- Какие вы молодцы! Старичок-лесовичок хочет чтобы мы как можно больше узнали о природе осеннего леса. Давайте послушаем вместе рассказ И. Соколова “ Осень в лесу”.
- Ребятишки, слушайте внимательно, запоминайте, какие же изменения происходят в лесу осенью (воспитатель читает рассказ).
Осень в лесу И. Соколов-Микитов.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу “бегут” и "бегут” облака.
В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
Беляк.
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов. Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево - кажется беляку: это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка - тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова - у беляка душа в пятки. Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека, кругом всё жёлтое, золотое, а шкурка у бедняги уже побелела. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк. Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег. Зимой беляк весь белый, только кончики ушей чёрные. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
После прочтения рассказа воспитатель от имени Лесовичка задаёт детям вопросы:
- Когда наступает золотая осень?
- Почему осень именно в октябре называют золотой?
- Вы внимательно слушали, какие же грибы можно собирать осенью?
- А, какие ягоды созревают в лесу осенью?
- Что можно заметить ещё в лесу в тёплые, погожие дни?
- Кто слушал и запомнил, какие птицы собираются улететь, и какие остаются?
- А, что вы можете рассказать про зайца-беляка (Выслушивает рассказы детей)
Молодцы, ребята, хорошо слушали рассказ. Вся природа готовится к зиме и растения, и животные, и птицы.
Лесовичок очень вами доволен и хочет ещё раз проверить вас на внимательность, он предлагает вам игру “ Улетели-остались” (воспитатель по очереди показывает лесных птиц, а дети называют их и говорят улетают они на юг или остаются зимовать в лесу.)
В конце занятия Лесовичок хвалит ребятишек за хорошую игру, прощается. Воспитатель предлагает ребятам сказать всем спасибо за хорошее настроение и занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"
Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....
"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы
план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...
Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".
Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....
КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»
Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и продемонстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...
Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».
Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга» Воспитатель:...
План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»
Цель: - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ, образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными. - закре...