Упражнение «Сочиняем сказки»
материал по развитию речи
Сочинять рассказ по картинкам, на первый взгляд может показаться пустяковым делом. И это так для тех, у кого с воображением все впорядке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhnenie_sochinyaem_skazki.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Сочиняем сказки»
Сочинять рассказ по картинкам, на первый взгляд может показаться пустяковым делом. И это так для тех, у кого с воображением все в порядке.
Занятие с детьми «сочиняем рассказы по картинкам» отлично развивает разговорную речь, стимулирует функцию мозга, будит фантазию.
Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности.
Мы же, сочиняя сказки для детей и с детьми, преследуем и прагматичные цели:
- Развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей).
- Укрепляем контакт с детьми через интересную совместную деятельность.
- Через метафору сказки осуществляем внушение либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями.
Самые маленькие детки лишь описывают предметы и объекты на картинках. Те, кто постарше уже могут комментировать действия и события. Совсем большие ребята полностью включаются в события на рисунках, придумывая последствия от изображенных событий, объясняя их причины.
Этот мир может быть чистым волшебством и фантазией, а может - в этом мире действуют герои, близкие нам на данный момент, случаются ситуации, в которых нужно преодолевать препятствия, решать какие-то задачи. И это уже – сказкотерапия.
Чем хороша сказкотерапия?
- Ребенка легко вовлечь в сочинение сказки (то есть сориентировать на решение проблемы).
- В ходе решения проблемы избегаем открытых нравоучений и давления.
- В силу «гипотетичности» сказочных происшествий, ребенок более открыт и склонен к проявлению себя (сейчас же «не о нем» речь, а значит – можно все).
- Формируется уверенность в том, что проблему всегда можно решить, что всегда есть выход.
- Сказка подспудно учит решать реальные жизненные задачи.
Какие сказки мы можем сочинить?
«Что вижу, то пою».
Не терапевтические, а сугубо фантазийные сказки. Вы можете просто сочинять небылицы типа «Ехал Грека через реку». Такие истории ближе к поэзии, не имеют пресловутого «сказка – ложь, да в ней намек», часто вообще не имеют смысла («бессмыслица»). Например, всем известный «Телефон» Чуковского – ну, какой там смысл? Кстати, в английской детской поэзии принцип «нонсенса» (абсурда, чепухи) встречается очень часто. «Алиса в стране чудес» – сплошная нелепица. И дети любят такие произведения!
Фантазийная сказка может иметь некий описательный характер, в ней нет идеи, нравоучения, а просто описание жизни как она есть (жизни листочка, муравья или реки).
Сказка «со смыслом».
Большинство сказок учат быть добрым и храбрым, находчивым и трудолюбивым. Это сказки, которые формируют определенные ценности и убеждения.
Терапевтические сказки.
Берем актуальную задачу и предлагаем (ищем вместе) различные способы ее решения. Например, прекрасный сборник «воспитательных» сказок - «Маша и Ойка» для девочек 2 – 4 лет. Сейчас существует большой выбор подобной литературы.
Как сочинять сказки для детей и с детьми?
1. Спонтанно и по наитию.
2. Оживление неживого – само по себе сказка (например, «Лен», «Ель» Андерсена).
3. На основе уже существующей сказки (замена героев, «декораций», времени и тп).
Сказки можно комбинировать (например, Маша попадает не в домик трех медведей, а в гости к трем поросятам; старик Хоттабыч появляется не у Вольки, а у нас дома). Сказки можно «дописывать» (что стало потом с Золушкой и принцем, Гарри Поттером и его семьей).
4. По шаблону.
- Время действия.
- Место действия.
- Главный герой.
- Основной противник.
- Ситуация, которую надо разрешить.
- Основное событие.
- Помощники главного героя
- Помощники основного противника.
- Развязка (торжество героя).
5. Словесные игры. Придумайте несколько не связанных между собой слов и объедините их в одном сюжете (например, по два в каждом предложении). Так рождаются сказки – нелепицы, которые можно оставить «как есть», а можно – придумать осмысленные сюжеты.
Даже просто выразительное рассказывание сказки – это урок вчуствования и ораторского мастерства.
Замечательно сказки не просто придумывать, но и оформлять. Можно сказки «рисовать» (делать иллюстрации), причем не обязательно «высокохудожественно», но и схематично, и ассоциативно. Сказки можно печатать (желательно, по свежим следам, пока не забыли). Можно иллюстрировать сказки готовыми картинками.
Сказки можно превращать в театральные постановки и приключения, разыгрывать. Героев вылепим из пластилина, нарисуем и вырежем, сошьем из ткани или сделаем из подручного материала, устроим театр теней. Превращаем что угодно! И это тоже развитие сказки в большой творческий проект.
К сказке можно подбирать ассоциативную музыку, сочинять стишки и песенки.
Список используемой литературы:
https://psychologos.ru/articles/view/uprazhnenie-sochinyaem-skazki
http://bibldet.ru/vzroslym/roditelskoe-prosveschenie/?id=223%20%20
https://sertolovo-detki.ru/mamina-kopilka/sochinjaem-skazki/sochinyaem-rasskaz-po-kartinkam
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей средней группы " Какой должна быть сказка?" " Сочиняем сказку сами." Роль сказки в нравственном воспитании детей
в помощь для родителей при выборе сказок для детей 4-5 ....
Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».
Занятие в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...
Сочиняем сказки" Сказки маленькой Феи"
Взрослые и дети любят сказки.Сказки учат нас добру и прилежному труду .В мире сказок ребенок может проявить свой талант играя в любую роль, развить творческие способности, полюбить своих сказочных гер...
Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...
Упражнение «Сочиняем сказку»
Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагаетс...
Конспект игрового упражнения - Сочиняем сказку Старшая группа
Конспект игрового упражнения - Сочиняем сказку Старшая группа...