Беседа по картине В. Васнецова «Алёнушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Познакомить с эмоциями, которые может вызвать картина.
Развивающие задачи:
- Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память, эмоциональный интеллект.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
- Побуждать находить красоту в сюжетном образе, любоваться произведением искусства.
Используемые методы:
- наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Аленушка»)
- словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материала, чтение стихотворения М. Пожаровой «Девочка в лесу», слушание произведения П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»);
Словарная работа:
- Обогащение словаря: простоволосая, омут, обветшалый.
- Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.
Оборудование: картина «Аленушка», книга со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись произведения П. Чайковского, магнитная доска, указка, иллюстрации к сказкам.
Организация. Картина «Аленушка» висит на магнитной доске. Дети сидят полукругом.
Ход НОД:
1. Организационный момент
– Ребята, какая необычная картина у нас в группе! Возможно, она расскажет нам сегодня интересную историю.
В. заводит детей в хоровод:
Осень тихо так шагает
И листочки обрывает,
Под ноги прохожим
Горстками кидает.
Дождь в окно стучится,
А зайти боится.
Песенка про осень
Льётся и струится.
Жёлтый коврик под ногами –
Это осень между нами,
Ходит, золотая,
Листьями играя.
Дети берут стульчики, рассаживаются полукругом.
- Ребята, а теперь я хочу проверить, как вы знаете сказки! Посмотрите и скажите, из каких сказок эти иллюстрации.
Демонстрируются по одной, дети называют сказки (Колобок, Теремок, Сказка о старике и золотой рыбке, Дюймовочка).
- А в какой сказке есть персонаж коза, козленок? (Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Коза-дереза).
-Для того, чтобы узнать о том, что случилось с козленком и его сестрицой Аленушкой нам что пригодится? (книга)
-Так мы послушаем про Аленушку, а кто же поможет нам узнать ее образ, как она выглядела?(художник)
2. Рассматривание картины, вспоминание сюжета сказки.
-Ребята, есть такой художник - Виктор Васнецов, он написал картину «Аленушка». Вот она перед вами.
- О ком (о чем) нам рассказал художник?
Дети смотрят, высказывают суждения.
-Почему же мы сразу увидели Аленушку? (она нарисована в центре картины) Да, нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит, пригорюнилась, опечалилась.Какое событие могло произойти, чтобы Аленушка так пригорюнилась – радостное или печальное? (ответы детей, печальное)
- Вспомним сказку про Аленушку, которую мы читали с вами. Эту сказку написал русский народ, значит сказка... (русская)
- А как мы еще поймем, что сказка русская (по именам главных героев)
- Молодцы!
-Так почему же Аленушка такая грустная?
Дети: потому что братец стал козленочком, мамы нет. Потеряла Аленушка братца).
-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца).
- Ребята, я приглашаю вас пройти в картину к Аленушке, рассмотреть ее. Нам в этом поможет осенняя игра.
3. Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
4. Метод «Хождения в картину: чтение стихотворения М. Пожаровой «Девочка в лесу»
(Звучит пьеса "Октябрь" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского)
О чём ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблятся
Седые камыши?
Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву?
-Я жду к себе русалочку,
Зову её, зову!
Никто не откликается —
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо,
И лес — такой пустой.
4. Составление описательных рассказов
Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга превратила братца в козленочка? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны). Простоволосая.
- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)
-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки). Омут.
-А есть ли кто-то рядом с ней? (нет)
-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой! Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.
- А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.
- Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
- О небе? (Небо на картине хмурое, пасмурное, серое).
- Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду облетают).
- Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется).
- Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
- Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).
- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.
5. Поисковая ситуация.
- Вам понравилась картина?
- Ребята, а какие чувства вызывает у вас Аленушка?
- Что бы вы могли сказать ей, если бы подошли поближе?
- Какими словами мы могли бы ее утешить?
- Если бы вы были художниками, чтобы вы сделали, чтобы Аленушка на картине стала веселее?
- А я хотела бы прочитать Аленушке и вам конец стихотворения.
6. Чтение окончания стихотворения М. Пожаровой «Девочка в лесу»
...Забудь про слезы, девочка,
Взгляни повеселей:
Хоть нет в лесу русалочки,
Но много есть друзей!
Вон — пташка заливается,
Вот бабочки летят,
Стрекозы золотистые
На солнышке блестят.
Букашка пёстрокрылая
По веточке ползёт,
И каждый ландыш шепчется,
И каждый лист — живёт.
Вглядись, подумай, вслушайся:
Ты больше не одна!
Друзей дарит бесчисленных
Лесная глубина.
Колдовской мир васнецовской картины - реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную жизнь русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.
- Я думаю, что ваши слова очень помогли Аленушке и ее братец найдется. А нам пора возвращаться в наш детский сад. Вспомним слова, которые нам помогли войти сюда, они нас и выведут.
7. Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
8. Рефлексия
- Ребята, с какой картиной мы сегодня познакомились?
- Кто написал эту картину?
- Какие чувства вызвала в вас картина?
- Что больше всего запомнилось вам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разговор по картине В. Васнецова "Алёнушка"
Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине. Совершенствовать грамматический строй речи: правильно ...
Беседа по картине В. Васнецова "Баба Яга"
Дети знакомятся с творчеством художника, с русскими народными сказками, иллюстрациями которых являются картины. Детально рассматривают картину "Баба Яга". описывают внешний вид, среду обитан...
Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Защитники нашей Родины, беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»
Цель:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, гордость за своих пр...
Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»
Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.Образовательные задачи: ...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...
Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри"
Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри.- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,Её из колечек железных плетут (кольчуга).2. Железная ша...