Беседа по картине В. Васнецова «Алёнушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цели: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.

Образовательные задачи:

           - Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Познакомить с эмоциями, которые может вызвать картина.

Развивающие задачи:

           - Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память, эмоциональный интеллект.

Воспитательные задачи:

           - Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

          - Побуждать находить красоту в сюжетном образе, любоваться произведением искусства.

Используемые методы:

            - наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Аленушка»)

            - словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта);  рассказ – изложение нового материала, чтение стихотворения М. Пожаровой «Девочка в лесу», слушание произведения П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»);

Словарная работа:

                - Обогащение словаря: простоволосая, омут, обветшалый.

                - Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.

Оборудование: картина «Аленушка», книга со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись  произведения П. Чайковского, магнитная доска,  указка, иллюстрации к сказкам.

Организация. Картина «Аленушка» висит на магнитной доске. Дети  сидят полукругом.

Ход НОД:

1. Организационный момент

– Ребята, какая необычная картина у нас в группе! Возможно, она расскажет нам сегодня интересную историю.

В. заводит детей в хоровод:

Осень тихо так шагает

И листочки обрывает,

Под ноги прохожим

Горстками кидает.

Дождь в окно стучится,

А зайти боится.

Песенка про осень

Льётся и струится.

Жёлтый коврик под ногами –

Это осень между нами,

Ходит, золотая,

Листьями играя.

Дети берут стульчики, рассаживаются полукругом.

- Ребята, а теперь я хочу проверить, как вы знаете сказки! Посмотрите и скажите, из каких сказок эти иллюстрации.

Демонстрируются по одной, дети называют сказки (Колобок, Теремок, Сказка о старике и золотой рыбке, Дюймовочка).

А в какой сказке есть персонаж коза, козленок? (Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Коза-дереза).

-Для того, чтобы узнать о том, что случилось с козленком и его сестрицой Аленушкой нам что пригодится? (книга)

-Так мы послушаем про Аленушку, а кто же поможет нам узнать ее образ, как она выглядела?(художник)

2. Рассматривание картины, вспоминание сюжета сказки.

-Ребята, есть такой художник - Виктор Васнецов, он написал картину «Аленушка». Вот она перед вами.

 О ком (о чем) нам  рассказал художник?

Дети смотрят, высказывают суждения.

-Почему же мы сразу увидели Аленушку?  (она нарисована в центре картины) Да, нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.

-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).

-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит, пригорюнилась, опечалилась.Какое событие могло произойти, чтобы Аленушка так пригорюнилась – радостное или печальное? (ответы детей, печальное)

- Вспомним сказку про Аленушку, которую мы читали с вами. Эту сказку написал русский народ, значит сказка... (русская)

- А как мы еще поймем, что сказка русская (по именам главных героев)

- Молодцы!

-Так почему же Аленушка такая грустная?

Дети: потому что братец стал козленочком, мамы нет. Потеряла Аленушка братца).

-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца).

- Ребята, я приглашаю вас пройти в картину к Аленушке, рассмотреть ее. Нам в этом поможет осенняя игра.

3. Листопад

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.

4. Метод «Хождения в картину: чтение стихотворения М. Пожаровой «Девочка в лесу»

(Звучит пьеса "Октябрь" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского)

 

О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблятся

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву?

-Я жду к себе русалочку,

Зову её, зову!

Никто не откликается —

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо,

И лес — такой пустой.

4. Составление описательных рассказов

Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга превратила братца в козленочка? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.

Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны). Простоволосая.

- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)

-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки). Омут.

-А есть ли кто-то рядом с ней? (нет)

-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой!  Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.

- А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.

  • Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
  • О небе? (Небо на картине  хмурое, пасмурное, серое).
  • Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе  желтые, в воду облетают).
  • Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется).
  • Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
  • Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).

- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.

5. Поисковая ситуация.

- Вам понравилась картина?

- Ребята, а какие чувства вызывает у вас Аленушка?

- Что бы вы могли сказать ей, если бы подошли поближе?

- Какими словами мы могли бы ее утешить?

- Если бы вы были художниками, чтобы вы сделали, чтобы Аленушка на картине стала веселее?

- А я хотела бы прочитать Аленушке и вам конец стихотворения.

6. Чтение окончания стихотворения М. Пожаровой «Девочка в лесу»

...Забудь про слезы, девочка,

Взгляни повеселей:

Хоть нет в лесу русалочки,

Но много есть друзей!

 

Вон — пташка заливается,

Вот бабочки летят,

Стрекозы золотистые

На солнышке блестят.

 

Букашка пёстрокрылая

По веточке ползёт,

И каждый ландыш шепчется,

И каждый лист — живёт.

 

Вглядись, подумай, вслушайся:

Ты больше не одна!

Друзей дарит бесчисленных

Лесная глубина.

 

Колдовской мир васнецовской картины - реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную жизнь русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

- Я думаю, что ваши слова очень помогли Аленушке и ее братец найдется. А нам пора возвращаться в наш детский сад. Вспомним слова, которые нам помогли войти сюда, они нас и выведут.

7. Листопад

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.

8. Рефлексия

- Ребята, с какой картиной мы сегодня познакомились?

- Кто написал эту картину?

- Какие чувства вызвала в вас картина?

- Что больше всего запомнилось вам?

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор по картине В. Васнецова "Алёнушка"

Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.  Совершенствовать грамматический строй речи: правильно ...

Беседа по картине В. Васнецова "Баба Яга"

Дети знакомятся с творчеством художника, с русскими народными сказками, иллюстрациями которых являются картины. Детально рассматривают картину "Баба Яга". описывают внешний вид, среду обитан...

Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Защитники нашей Родины, беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цель:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, гордость за своих пр...

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.Образовательные задачи:    ...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...

Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри"

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри.- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,Её из колечек железных плетут (кольчуга).2. Железная ша...