Разговор по картине В. Васнецова "Алёнушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.
Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №224
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»
Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие речи «Разговор по картине В. Васнецова «Алёнушка»
Старшая группа
Воспитатель:
Нестерова Светлана Валерьевна
2013год
Цели: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Развивающие задачи:
- Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Используемые методы:
- наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Аленушка»)
- словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материала);
Словарная работа:
- Обогащение словаря: простоволосая, омут, обветшалый.
- Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.
Оборудование: картина «Аленушка», книга со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись сказки, магнитная доска, указка, иллюстрации к сказкам.
Организация. Картина «Аленушка» висит на магнитной доске. Дети сидят параллельно окну.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Воспитатель находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.
– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.
(Здороваются с гостями.)
В. заводит детей в хоровод:
Осень тихо так шагает
И листочки обрывает,
Под ноги прохожим
Горстками кидает.
Дождь в окно стучится,
А зайти боится.
Песенка про осень
Льётся и струится.
Жёлтый коврик под ногами –
Это осень между нами,
Ходит, золотая,
Листьями играя.
Дети берут стульчики, рассаживаются перед окном в 2 ряда.
- Ребята, а теперь я хочу проверить, как вы знаете сказки! Посмотрите и скажите, из каких сказок эти иллюстрации.
Демонстрируются по одной, дети называют сказки (Колобок, Теремок, Сказка о старике и золотой рыбке, Дюймовочка).
- А в какой сказке есть персонаж коза, козленок? (Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Коза-дереза).
-Хотите встретиться с Аленушкой? Кто нам поможет с ней встретиться? (книга)
-Так мы послушаем про Аленушку, а нам надо так встретиться, чтобы мы ее увидели (художник)
2. Рассматривание картины, чтение сказки.
-Ребята, есть такой художник - Виктор Васнецов, он написал картину «Аленушка». Сейчас мы ее рассмотрим. (В. вывешивает на доске картину).
- О ком (о чем) нам рассказал художник?
Дети смотрят, высказывают суждения.
-Почему же мы сразу увидели Аленушку? (так ее нарисовал) Да, нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. А теперь давайте послушаем сказку и решим, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
- Но аудиозапись сказки в исполнении диктора мы с вами уже слушали утром, а сейчас я хочу вам предложить послушать сказку из книги, такую, какой ее придумал русский народ.
Воспитатель читает сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Сказка закончилась и...
3. Сейчас давайте проведем с вами разминку!
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
4. Составление описательных рассказов
- Эту сказку написал русский народ, значит сказка... (русская)
- А как мы еще поймем, что сказка русская (по именам главных героев)
- Молодцы!
-Так почему же Аленушка такая грустная?
Дети: потому что братец стал козленочком, мамы нет. Потеряла Аленушка братца).
-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца). Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга превратила братца в козленочка? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны). Простоволосая.
- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)
-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки). Омут.
-А есть ли кто-то рядом с ней? (нет)
-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой! Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.
- А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.
- Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
- О небе? (Небо на картине хмурое, пасмурное, серое).
- Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду облетают).
- Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется).
- Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
- Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).
- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.
- Вам понравилась картина? Мы сможем завтра нарисовать осенний лес? Договорились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
"Разговор с богом"
Однажды мне приснилось, что я беру интервью у бога......
Ребенок вмешивается в разговор.
Консультация для родителей.Даны практические советы, которые помогут родителям научить ребенка не перебивать взрослых....
Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа. Тема. Составление рассказа по картине "Вот это снеговик!" Форма работы: ситуативный разговор.
Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа.Тема. Составление рассказа по картине "Вот это снеговик!"Форма работы: ситуативный разговор.Цель. Формировать умения составлять рассказ по картине...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).
Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....