Занятие "Откуда хлеб пришёл?" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл?» (подготовительная группа)
Цель: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
Задачи:
- Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу обогащение и активизация словаря по теме «Хлеб».
- Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель:
Загадаю вам загадку, а вы отгадайте.
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратиться.
Грусть тоска её боится.
Что это?
Дети: Улыбка.
Воспитатель:
Так давайте подарим, друг другу улыбки, и конечно не забудем улыбнуться нашим гостям.
Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? А вчера? А что было на обед?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Отгадайте загадку, и вы правильно ответите на мой вопрос.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (ХЛЕБ)
Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Ответы детей: (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
Ответы детей (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
(Ответы детей)
Воспитатель: (беседа) Для того чтобы хлеб появился в магазине, а потом и на нашем столе потрудилось очень много людей.
Как только весной сходит снег и подсыхает земля, в поле выходит машина, как она называется? (трактор). Пора готовить землю для нового урожая. Идет трактор по пашне, за ним тянется черная вспаханная полоса шириной с улицу. Поле должно быть ровным и гладким Ростки на такой земле лучше взойдут. Меньше будет сорняков, больше влаги. Земля готова. Самое время сеять хлеб. Сеять нужно как по линеечке. Не сыпать зерно, куда и как попало. А то в одном месте вырастет пшеница, а в другом – нет. Закапывать семена в землю надо на нужную глубину. Кто же так умеет сеять? (сеялка). Между ее высокими колесами есть длинный ящик. (ящик-решето). С крошечными отверстиями. Семена друг за дружкой, словно капельки, попадают в бороздки. Бороздки выкапывает сама сеялка колесиками. Сзади сеялки тянутся кольца, которые присыпают бороздки землей. Хлеб посеян. Пройдет немного времени и по всему полю протянутся зеленые строчки. Это взошли маленькие ростки. Они превращаются в колосья. Сначала они зеленые, но к концу лета становятся золотистыми. Зернышки были мягкими, а теперь становятся твердыми. У разных хлебных злаков – ржи, пшеницы, овса – разные колоски.
Давайте их рассмотрим (рассматривание колосков зерновых). Хлеб созрел. Пора его убирать. В поле опять выходит машина как она называется? (комбайн). Он срезает колоски, обмолачивает их (выколачивает из колосков зерна). Стебли-соломины попадают в одну сторону, зерна - в другую. Комбайн из соломы сложит копну и сбросит ее. А зерна ссыпаются в большой ящик в комбайне. Он называется бункер. Как только бункер наполнится доверху, так сразу на комбайне свисток засвистит. Это значит – пора разгружать. Подъезжает грузовик, и в него из широкой трубы «польется» зерно.
Машина едет на мельницу. Что на мельнице происходит? (Там зерно мелют – из него получается мука.) Муку везут на пекарни и хлебозаводы. А что же там происходит? (Там пекут хлеб и другие разные вкусные вещи.)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?
(Мука, вода)
Посмотрите, какие нужны компоненты
Давайте их назовём. (Ответы детей).
Дидактическая игра: Сложи правильно
Цель: разложить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает .
Воспитатель:
А теперь тесто должно «отдохнуть и подняться», т.есть увеличится. И мы с вами тоже отдохнем.
Выходите - ка ребята, дружно сделаем зарядку!
Физминутка. «Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он, под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Воспитатель:
Вот мы с вами и отдохнули и наше тесто подошло. Пожалуйста, пройдите на свои места. Посмотрите, что лежит у вас на тарелочках
(Ответы детей)
Воспитатель:
В старину был такой обычай: дарить дорогим людям изделия из соленого теста, а назывались они « Хлебосол». Эти изделия приносили богатство и благополучие в дом. Соленое тесто готовят из муки , соли и воды. Затем сушат на солнышке или в духовке и раскрашивают красками. Потом их можно было дарить или просто играть.
Ребята, а что ещё пекут из муки?
(Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).)
Воспитатель:
А давайте из нашего теста вылепим все, что вы сейчас назвали, но договоримся, вы сейчас подумайте, что будите делать, а я к каждому подойду, и вы шепотом назовете.
Воспитатель:
А теперь давайте поставим тарелочки с вашими хлебными изделиями на подоконник, на солнышко, а когда они подсохнут, раскрасите и будите играть.
Воспитатель:
А теперь давайте еще раз вспомним что нужно для того чтобы замесить тесто.
(Мука, вода, соль, сахар, соль, дрожжи, яйцо)
Молодцы вы правильно все назвали, но так было не всегда….
Воспитатель:
Блокадный хлеб. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, лебеда, даже опилки. И все же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев. Кусочки хлеба были очень маленькими, за ними приходилось отстаивать большую очередь, Посмотрите и запомните БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Никогда не забыть нам
Страшных дней Ленинграда,
Тех, что словом зловещим
зовутся - Блокада.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда и всей России выпала страшная доля – война. Люди голодали, но помогали друг другу, делились хлебом, этот хлеб помог не только выстоять, но и победить!
Воспитатель:
На Руси издревле очень уважали хлеб, относились к нему бережно. Если нет хлеба – тогда голод. Резали хлеб аккуратно, чтобы крошки не упало, а если упадут крошки – их, не сметали на пол, а аккуратно собирали. А если кто-то из детей бросал хлеб – его очень строго наказывали. Но раньше дети это делать не могли, потому что знали, как трудно его вырастить (раньше не было машин, все делали вручную).
Воспитатель:
Давайте вспомним, о чем вы сегодня узнали?......(Ответы детей)
Воспитатель:
Вот видите сколько людей трудилось чтобы хлеб попал к нам на стол
Поэтому ЗАПОМНИТЕ И ВСЕМ РАСКАЖИТЕ:
В хлебе душа родной земли, труд многих людей.
Не бросай недоеденный кусок хлеба.
Хлеба к обеду в меру бери
Хлеб – драгоценность,
им не сори!
Воспитатель:
И еще одна традиция на Руси есть, дорогих гостей встречали хлебом и солью на вышитом чистом полотенце, да чаем с баранками и пирогами угощали. Не даром говорят: «Красна изба не углами, а пирогами»
А в день рожденья пекли специальный хлеб, и назывался он как? (Каравай)
Правильно, даже песенку - игру такую придумали. Поиграем?!
Игра «Каравай»
« …Каравай, каравай ,
Вот подарки принимай!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о хлебе в подготовительной группе
Цель: Развивать индивидуальные способности детей к речевой деятельности через картинки. Задачи:• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.• Учить составлять р...
Конспект занятия «В каждой крошке хлеба – труд! » старшая группа
Тема «В каждой крошке хлеба – труд! »Задачи:-учить детей подбирать к существительному несколько прилагательных, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;-воспитывать уважение к труду землед...
презентация долгосрочного проекта: "Откуда хлеб пришел" (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба....
Конспект НОД "Откуда к нам приходит хлеб" в подготовительной группе (с использованием ИКТ)
Воспитание уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берется хлеб, как его делают. кто его растит и печёт....
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
конспект организованной образовательной деятельности "Про хлеб" в подготовительной группе
Все то, что мы вложим в души наших детей, то пожнут они в будующем....
Конспект НОД"Плох обед, если хлеба нет" старшая группа
Конспект для детей старшего дошкольного возраста про правильное питание...