ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по развитию речи
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе са- мого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ре- бенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_syus.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический опыт: решения и находки
Сборник научно-методических статей
Выпуск 52
Часть 1
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет 2022
УДК 370.153(075.8) ББК 88.8я73
П 65
Редакционная коллегия:
И.А. Дендебер (отв. ред.), канд. пед. наук (ВИРО);
С.В. Дендебер, канд. с/х наук (ВИРО);
Н.П. Харьковский, канд. пед. наук (ВГПУ)
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор ВГПУ М.В. Дюжакова; кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ А.В. Калагастова
П 65 Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-мето- дических статей. Выпуск 52. В 2-х частях / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер.– Воронеж: Воронежский государ- ственный педагогический университет, 2022. - Часть 1. – 232 с.
В методическом пособии представлен опыт организации образова- тельной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реа- лизацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.
Материалы статей изданы в авторской редакции.
УДК 370.153 (075.8)
ББК 88.8я
© Воронежский государственный педагогический университет, редакционно-издательское оформление, 2022
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.П. Рубцова, Ю.С. Смольянина, И.В. Перелыгина, МБДОУ Д/С КВ №167 городского округа г. Воронеж
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе са- мого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ре- бенком.
У старших дошкольников нередко существуют проблемы при по- строении связного высказывания, им сложно составлять распространен- ные предложения, уровень информативности высказываний находится на низком уровне. Кроме того, многие дети активно делятся своими впе- чатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Если эти наруше- ния не исправляются в детском возрасте, у дошкольников возникают трудности общения с окружающими, в дальнейшем может появиться за- комплексованность, мешающая успешному обучению, и, следовательно, раскрытию природных способностей и интеллектуальных возможностей. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной сто- роны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает
© Рубцова О.П., Смольянина Ю.С., Перелыгина И.В., 2022
свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских иг- рах, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит о них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет гово- рить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети
«учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «дей- ствовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литератур- ными или воображаемыми признаками.
Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого про- цесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой дея- тельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация».
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключа- ется не в её результатах, а в самом процессе.
В играх на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В играх на производственные и общественные темы, в кото- рых отражается труд людей. Где сюжеты берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транс- порт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, в играх на темы литературных произведе- ний, кино, телепередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, кро- кодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов). Нельзя обой- тись без слова, ведь в этих играх ребята отражают целые эпизоды из ли- тературных произведений, подражая не только своими действиями ге- роям , усваивая их поведение ,но и с удовольствием копируют их речь, тем самым обогащая свой словарный запас. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствуются умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Фор мируется умение договариваться о том, во что они играть, и как распре- делять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Таким образом, все виды сюжетно-ролевой игры способствуют раз- витию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно-ролевых игр в работе с детьми позволяет попол- нять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о бли- жайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Акти- визируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразитель- ность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном воз- расте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в каче- стве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.
Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических группах детского сада ...
Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...
План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»
Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...
Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...
Особенности развития речи дошкольника в процессе игровой деятельности
В данном материале рассматривается связь между игрой и речью....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализова...