Консультация «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие»
статья по развитию речи (старшая группа)
Обеспечить возможность сохранить здоровье за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Консультация «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие»
Выполнила:
Воспитатель
Анищенко А.А
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ является перспективным средством развивающей работы с детьми,так как они благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Выражение «Ум ребенка - на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
В своей работе мы используем следующие методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые применяем на разных этапах образовательной деятельности по развитию речи.
Артикуляционная гимнастика помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. Хорошая подвижность и дифференцированная работа речевого аппарата обеспечивает правильное произношение звуков. Мы применяем элементы оздоровительной методики Стрельниковой А. С., она направлена на развитие дыхательной системы. Например, следующие упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Чашечка», Чередование «Заборчик» - «Трубочка», «Блинчик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка» и т. д.
Пальчиковая гимнастика стала популярной и востребованной в работе с детьми, потому что она действительно благотворно влияет на организм ребёнка. При использовании пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Хочется отметить, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. Например. «Солнце», «Транспорт», «Дружба», «Семья», «Дом», «Лодочка», «Пирожки», «Листопад», «Грибы»,
гимнастика с прищепкой (бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги) ,«Кулак—ребро—ладонь».
Использование данных упражнений способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, а также оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки», «Повороты головой», «Погончики», «Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Например. «Самолет», «Пузырики», «Ветерок», «Гуси летят», «Насос», «Говорилка», «Мышка и мишка», «Паровозик», «Трубач», «Пчелка», «Сердитый ежик», «Лягушонок», «Петух», «Задуть свечу»,«Мой воздушный шарик»
А также использую дидактические пособия : «Сдуй снежинку», «Остуди чай», «Волшебный коврик», «Угадай, кто спрятался», «Осенний листопад» и другие. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов.
К нетрадиционным методам оздоровления относится массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины. Су-это кисть, Джок- стопа. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, самомассажа существующим в наше время. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, шишек, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.
Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаются различные стихотворные тексты.
Применение элементов массажа и самомассажа лица и пальцев рук с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игровых упражнений массажа и самомассажа в сопровождении стихов и текстов позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и,в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий взрослых) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
1. Самомассаж рук
Например, кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.
Пилим-пилим мы дрова,
Пилим, много пилим,
Значит всё с тобой осилим.
2. Самомассаж ушных раковин
Например, детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины, оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти.
Разомнё м мы ушки наши:
разотрём руками,
нежно ушки мы свернём,
ушки развернутся сами.
Ушки тянем мы вперёд-назад
словно слоник невпопад.
Ушки наши покраснеют,
потому что руки наши их согреют.
3. Самомассаж лица
Например, одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица.
Крупяной массаж рук использование данного вида массажа очень нравится детям любого возраста, благодаря крупам разного вида и размера, дети пересыпают, сортируют, выполняют различные рисунки и орнаменты, прячут и находят игрушки в крупе. Данный вид игр способствует развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Развитие общей моторики, подвижные игры, физминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, помогают ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ловко двигаться, способствуют снятию умственного напряжения, улучшают мозгового кровообращения, помогают стимулировать все моторные функции, а так же благоприятно влияют на запоминание изучаемого материала.
На ряду с выше перечисленными здоровьесберегающими приёмами, в процессе образовательной деятельности, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуем применять кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Использование элементов методики Сиротюк А. Л., данная методика позволяет объединить в себя кинезиологические тренировки и упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, а так же дыхательные упражнения, упражнения развивающие мышцы языка, глаз и т. д. Применяем такие упражнения как : «Ушки трём», «Заводим мотор», «Кошачьи когти», «Ленивые восьмёрки», «Нос-уши», «Выдох».
Регуляция мышечного тонуса, имеет очень большое значение для овладения детей контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Например: «Собери целое из частей», «Четвертый лишний», «Игра «Вставь пропущенную картинку», «Чем залатать коврик?», игра «Запомни и нарисуй фигуры», «Дорисуй».
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают концентрацию внимания, память, мышление, речь. Например артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики :
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Перечисленные здоровьесберегающие методы и приемы используются в разных частях занятия, а так же в режимных моментах в течение всего дня.
Гимнастика для глаз.
Проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Например: Проследи глазками по цветным дорожкам; Проследи глазками цифры от 1 до 10 (в зависимости от возраста); бег по дорожкам, тренажёр для глаз «цветной светофор»)
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствуют овладению дошкольниками нормами речи, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области "Музыка"
Комплексное решение задачи физического,интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка,активное внедрение в этот процесс наиболее эффективные технологииздоровьесбережения.Особенно эфф...
Мастер - класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС»
Краткая аннотацияМастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ТРАНСПОРТ» КОНСТРУИРОВАНИЕ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И...
Методическая разработка "НОД с детьми группы раннего возраста «В гости к котику» (с использованием здоровьесберегающих технологий) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-...
Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС»
ldquo;Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды....