Использование современных образовательных технологий в ДОУ
материал по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_dou.docx | 11.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического совета:
“Использование современных образовательных технологий в ДОУ”.
Тема: ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.
Цель обучения мнемотехники: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.
Задачи мнемотехники:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
7. Раскрывать творческие способности детей.
Актуальность
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: потеря, искажение смысла стихотворения, изменение порядка слов, что нарушает художественную форму, длительность процесса заучивания (запоминания), припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, можно активно использовать опорные схемы и таблицы, то есть применять метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру.
Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Что же такое мнемотехника на самом деле?
Мнемотехника или мнемоника – это разработанные методы, приёмы и способы, которые помогают лучше запомнить информацию. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания. Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей.
Мнемотехника помогает дошкольникам развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста. Ребёнок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихотворений, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга. Учёными, наблюдающими за дошкольниками с отставанием в развитии связной речи, обнаружено, что применение мнемотехники у них значительно ускоряет темпы обучения. Ведь у таких малышей, имеющих небольшой словарный запас, часто возникают проблемы со связной расстановкой слов в предложении, со сложностью в запоминании слов. Успешно применяется мнемотехника в детском саду и в школе. Это помогает дошкольникам усваивать программу, школьникам успешно учиться, чувствовать себя увереннее в себе.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
В младшем возрасте мнемосхемы даются детям готовые, т.е. дети не принимают участия в их изготовлении для них это пока сложно. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. Основную задачу берёт на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу. Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). Для создания мнемотаблицы читается рассказ или стихотворение, выделяются важные моменты. Затем на листе бумаги расчерчиваются ровные квадраты. В каждом квадрате рисуется картинка, которая ассоциируется со словами этого квадрата. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации. Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям.
При использовании мнемотаблиц, при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста, я отметила для себя, что дети легко запоминают стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»
Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...
Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...