Диагностические методики
методическая разработка по развитию речи

Диагностические методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_na_vyyavlenie_.docx313.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «Диагностические методики на выявление

уровня развития коммуникативных

навыков детей»

Название: «Картинки»

Автор: Е.О. Смирнова, Е.А.Калягина

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель методики: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками:умение понимать чувства других людей, принимать точку зрения другого человека, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации

Инструкция к проведению:

Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду.

Инструкция для ребенка:

«Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»?

Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

Ключ к обработке методики:

Выделяют четыре варианта ответов:

1. Агрессия («Всех прогоню»; «Побью»; «Расстреляю»; «Покусаю») – 0 баллов.

2. Уход от ситуации, обращение за помощью («Не знаю, что делать»; «Пожалуюсь маме»; «Обижусь») – 1 балл.

3. Вербальное воздействие («Я попрошу, чтобы они так не делали»; «Уговорю, чтобы вернули»; «Скажу, что так нельзя»; «Объясню, как надо») – 2 балла.

4. Бесконфликтное решение в пользу других («Построю еще один домик, он случайно сломал»; «Не буду мешать») – 2 балла.

Интрепретация результатов данной методики:

Высокий уровень – 7–8 баллов.

Средний уровень – 4–7 баллов.

Низкий уровень – 0–4 баллов.

Стимулированный материал:

Изображение конфликтных проблемных ситуаций:

1) группа детей не принимает своего сверстника в игру;

2) девочка сломала у другой девочки ее куклу;

3) мальчик взял без спроса игрушку девочки;

4) мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Приложение №1

Рис. 1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру

Рис. 2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу

Рис. 3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки

Рис. 4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей

Название: «Сюжетные картинки»

Автор: Р.Р. Калинина

Возраст: 4-7 лет

Цель методики: Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:доброта - злость;щедрость - жадность;трудолюбие - лень;правдивость – лживость.

Инструкция к проведению:

Исследование проводится индивидуально. Ребенку предлагается разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Ребенок объясняет, куда ты положишь каждую картинку и почему

Инструкция для ребенка:

«Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Ключ к обработке методики:

Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.

Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.

Интрепретация результатов данной методики:

Низкий(2балла) - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний (3 балла) - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий (4 балла) - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Стимулированный материал:

Картинки 10 штук

Приложение №2

Название методики: «Игровая комната»

Автор методики: Дьяченко О.М.

Возраст: старший дошкольный возраст
Цель методики:выявление особенностей общения детей в процессе игровой

деятельности детей 5-7 лет.

Инструкция к проведению: 

Исследование проводится индивидуально. Ребенку задается ситуация: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в

свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все

игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делатьв ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешьпредлагать ты сам».

Инструкция для ребенка:

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенокназывает имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что этоза дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники;знакомые по даче и т.п.), какого они возраста (такого же, старше, младше). Послеэтого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что тыпредложишь там делать?». После ответа ребенка (например:«Играть в машинки»)следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем

экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это

надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?»

Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему

говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В

заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и

волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

Ключ к обработке методики:
          При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры.

Инициатива и позиция в общении.

Можно предположить, что ребенок, которыйлегко вносит разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре, в реальном игровом взаимодействии также будет инициативным предложит другим детям совместные игры с разнообразной тематикой. Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую (доминирующую) позицию в общении. При этом доминирование может быть как положительным (ребенок доброжелателен, склонен конструктивно решать возникающие конфликты, учитывать мнения и желания других и т.п.), так и отрицательным (ребенок авторитарен , стремится достичь своей цели любыми, чаще неконструктивными средствами – криком, физической силой и т.п.). Характер доминирования уточняется на последнем этапе применения методики, экспериментатором задается воображаемаяситуация конфликта.

Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются большой популярностью у сверстников и иногда даже при выраженной тенденции к отрицательному доминированию, так как умение организовать интересную совместную игру – одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников.

Дети, предлагающие один-два варианта игры и не всегда представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, в ситуации реального общения будут менее активны. Такие дети выбирают для себя средние по значимости роли и занимают подчинительную позицию в общении. Дети суказанными особенностями игрового взаимодействия обычно не пользуются у сверстников большой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т.е. занимают среднее положение в структуре групповых взаимоотношений.

Когда дети отказываются от проявлений инициативы («Не во что играть», «Во

что хотят все, в то и буду играть»), предлагают в лучшем случае один вариант игры

(например, первый раз – играть в машинки, второй раз – в другие машинки и т.п.), не

могут рассказать о замысле игры, то можно предположить, что и в реальной игре они

выступают пассивными участниками, которым достаются второстепенные, мало привлекательные роли и занимают подчинительную позицию в общении. Такие особенности взаимодействия могут быть следствием недостаточно сформированных игровых навыков, а также отрицательного отношения со стороны сверстников.

Реально эти два фактора тесно переплетены. Так, недостаточно сформированные игровые навыки ребенка обуславливают нежелание других с ним взаимодействовать, негативное отношение ровесников, что в свою очередь тормозит их развитие, и наоборот, отрицательное отношение к ребенку, обусловленное иными причинами (например, личностными особенностями), препятствует развитию его игровых навыков, что может усугублять негативное отношение к нему.

Благополучие общения. 

Потому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении. Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивается двумя), то можно предположить, что он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками.

Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него приобщении (в первую очередь с ровесниками), и об относительном неблагополучии еговзаимоотношений с детьми.

Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой («Один буду играть»), иногда берет с собой только свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспериментатора и т.п.).

Развитие игровых навыков. 

Уровень развития игровых навыков в старшем дошкольном возрасте определяется умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, выполнять их, последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития игровой деятельности могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.

Интерпретация результатов данной методики:

Высокий уровень характеризуется тем, что дети могут предложить нескольковариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать,хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

При среднем уровне дети могут предложить один вариант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные игры, иногда – игры, предполагающие наличие двух партнеров (шашки, шахматы).

Низкий уровень – когда дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушками кидаться) игры.

Стимулированный материал:-

ВЫПОЛНИЛА:

Воспитатель ГБДОУ№30

Лесик Виктория Дмитриевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду   Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...