Развитие речи "Превращение гусеницы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лесничая Анастасия Романовна

Развитие речи является одной из сложных областей в образовательной деятельности. Поэтому, ребенку ее нужно преподнести в наиболее простом и интересном виде, а именно, научить составлять рассказ через картинку, схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРЕВРАЩЕНИЕ ГУСЕНИЦЫ367.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по специально организованной образовательной деятельности (занятие).

Речевое  развитие. Составление рассказа по серии картин на тему «Превращение гусеницы»

                                   Дата: 13.05.2022

Автор-разработчик: Лесничая А.Р, воспитатель ГБДОУ детского сада №135 Выборгского района Санкт-Петербурга

Возрастная категория: старшая  группа детского сада

Длительность мероприятия: 25 минут

Цель: совершенствовать навыки логического мышления и развитие речи ребенка через занимательные задания, с использованием наглядной картинки

1 Художественно-эстетическое развитие:  закрепить знания детей через собственный рисунок, используя схему-образец

 2 Познавательное  развитие: Уточнить и систематизировать представления и знания детей о стадиях развития бабочки: яйцо- гусеница – куколка- бабочка                                                   

3 Речевое развитие:  обогащать словарный запас: куколка, личинка, кокон; пальто. Закрепить умение определять место звука «Т»  в слове через игровое упражнение.

Дать пояснение, несклоняемому слову пальто, используя его в разных предложениях.

4 Физическое развитие:  совершенствовать координацию движений, точность в выполнении действий.

5 Социально-коммуникативное  развитие:  воспитывать бережное отношение к природе, к определенным видам гусениц

Материал и оборудование: схема-картинка, листы бумаги, цветные карандаши, мелки, карточки для определения звука в слове, фишки синего и зеленого цвета

Предварительная работа:  беседа о признаках весны, чтение литературы о бабочках, предварительное рассматривание иллюстрации в книге

Ход совместной деятельности

Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята доброе утро! Сегодня утром со мной произошла интересная история, когда я шла к вам в гости, мне на тропинке повстречалась маленькая гусеница, которая очень мечтает стать бабочкой и ей нужна ваша помощь. Вы готовы ей помочь? (Ответы детей) А если вы готовы, то мы можем приступать выполнять задания, и, если мы выполним все задания правильно, тогда наша гусеница станет прекрасной бабочкой.

Воспитатель: отгадайте загадку 

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла… (Весна) (ответы детей)

 Воспитатель: Правильно весна. Ребята скажите, а какое сейчас время года? а какие весенние месяца вы знаете?  (ответы детей) Правильно сейчас весна. Я предлагаю вам поиграть. Я буду называть признаки весны, а вы мне отвечать ранняя это весна или поздняя.

 Признаки весны:

  • показались первые проталины, на оседающих и рыхлых сугробах играют солнечные лучи. (ранняя весна)
  • день становиться длиннее, а ночь короче (ранняя весна)
  • появляются сосульки(ранняя)
  • Из тёплых краёв возвращаются птицы (поздняя весна)
  • Расцветают подснежники и другие первоцветы. (поздняя)
  • Просыпаются насекомые, которые радуются тёплому солнцу. (поздняя весна)
  • На деревьях появляются почки, серёжки, распускаются клейкие листочки. (поздняя)

Воспитатель: а теперь, ребята, присаживайтесь за столы, перед вами карточка с квадратами и фишки разного цвета. Вам нужно внимательно прослушать слово и определить место звука «Т» - согласный, твердый, глухой, в слове (начало, середина, конец).

Троллейбус, светофор, трактор, метро, карта, портфель, куртка, люстра, телефон,  Транспорт.

Воспитатель: А теперь мы с вами немного подвигаемся

Физ.минутка:

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась,

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась

Три-нагнулась и присела

На четыре-улетела

А на пять –на место села.

Воспитатель: а теперь давайте рассмотрим схему, как гусеница превращается в бабочку. Бабочка откладывает яйцо в укромном месте, под листком. Затем из личинки появляется гусеница. Далее гусеница растет, достигает определенных размеров и превращается в куколку. Куколка-это домик для гусеницы, в котором она растет и превращается в бабочку.

Кто-то из детей самостоятельно может это рассказать с подсказками воспитателя, опираясь на схему.

Воспитатель: ребята, гусеница скидывает с себя верхний слой кожи, когда вырастает и на какую верхнюю одежду  похожа ее кожа?

- на  Пальто.

Я хочу вам сказать, что слово пальто используется в нашей речи, не изменяясь, например:

  • На вешалке висело зимнее пальто
  • Оля надела пальто и вышла гулять
  • Зимой под пальто я надеваю свитер
  • Мама купила новое пальто

Придумайте и вы словосочетание или предложение с этим словом?

Воспитатель: Ребята, а сейчас я попрошу Вас, по рисунку составить свою сказку, про превращение бабочки. Каждый из вас придумает и скажет по одному предложению и у нас получится рассказ.

А начнем нашу сказку мы так: «Жила-была гусеница, а звали ее Алиса. У нее совсем не было друзей. Тогда она решила отложить яйца, из которых появятся новые гусеницы. Прошло время и появились новые гусеницы. Они стали ползать по траве, растениям, знакомиться друг с другом, играть. И вот пришло время им немного отдохнуть. Одна гусеница нашла укромное место под листком и спряталась в кокон. За это время гусеница роса, росла и выросла и превратилась в прекрасную бабочку…»

Рассказ детей.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, что помогли гусенице стать бабочкой. А теперь напомните мне, пожалуйста, что интересного вы запомнили из нашей сказки?

Воспитатель: Ребята моя гусеница стала вот такой бабочкой, а какие   бабочки получатся у вас, мы увидим чуть позже, прошу вас проходить за столы и немного пофантазировать, какая бабочка может получиться у вас.

Ребята присаживаются на свои места и раскрашивают свои бабочки

Предложит детям посетить музей живых бабочек

Спасибо за занятие! Все большие молодцы!

Предполагаемый результат: усвоение материала по теме, составление рассказа про гусеницу

Дальнейшая работа: применение знаний и навыков в дальнейшей деятельности

https://grizun-off.ru/wp-content/uploads/4/2/6/426b178ddb9ff5b434a4df528ba60a84.jpeg

https://grizun-off.ru/wp-content/uploads/b/d/3/bd338c70985279263d0e39a98669377e.jpeg

https://sun9-62.userapi.com/impg/TInnp4Aq77h00reAHQ8gdBWu4kmmWcn-9-tbvw/jGJgLRY1h1k.jpg?size=485x1080&quality=96&sign=7f084cc17d9ab260cf54573390d487d2&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»

Задачи развития: Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными ...

Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»

Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисо...

НОД по художественно-эстетическому развитию "Превращение гусеницы"

НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе "Превращение гусеницы"....

Многофункциональный дидактический материал на развитие мелкой моторики "Чудо - гусеница"

Цель:Развитие мелкой моторики, активных зон ладошек, тактильной чувствительности пальцев рук.Задачи:•Развитие мелкой моторики через действия с мелкими предметами;•Формирование умения обследовать предм...

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности «Волшебное превращение круга в гусеницу» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе .

Продолжить формировать представление о круге: учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.•  Спосо...