Статья "использование мнемотаблицы для речевого развития детей"
статья по развитию речи (старшая группа)
Мнемотехника – Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Не для кого не секрет, что у детей в последнее время больше речевых нарушений. Это нарушение связной речи, звукопроизношения, несформированность логического мышления, не умеиии согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас. Поэтому важной задачей стоит , научить детей, правильно , грамматически излагать свои мысли,и рассказывать о сюжетах об окружающей жизни .Приемы мнемотехники , облегчают получения информации и увеличивают обьем памяти за счет ассоциативных образов, именно в этом помогает мнемотаблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mneotablitsa_statya.docx | 605.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблицы для речевого развития детей
Иванова Айталина Кузьмична, МБДОУ д/с № 5 «Радуга» г. Якутск
На детей обрушивается достаточно много поток информации, которых пожалуй бы сложно запомнить. Хочу рассказать об уникальной на мой взгляд системе, которая поможет вашим детям запомнить быстро, правильно и легко.Что такое мнемотехника
Мнемотехника – Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Не для кого не секрет, что у детей в последнее время больше речевых нарушений. Это нарушение связной речи, звукопроизношения, несформированность логического мышления, не умеиии согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас. Поэтому важной задачей стоит , научить детей, правильно , грамматически излагать свои мысли,и рассказывать о сюжетах об окружающей жизни .Приемы мнемотехники , облегчают получения информации и увеличивают обьем памяти за счет ассоциативных образов, именно в этом помогает мнемотаблица.
Цель:
Организация запоминания и заучивания художественных текстов детьми дошкольного возраста.
Мнемотаблица - Это схема, в которую заложена определенная информация Cхему мы нр можем использовать в разучивании стихов, самостоятельному составлению рассказа самим ребенком.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап – Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения педагогом;
2 этап – Совместное рассматривание таблицы педагога с детьми и разбор того, что на ней изображено;
3 этап – Словарная работа по активации незнакомых слов, беседа по смыслу прочитанного;
4 этап – Смоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения детьми с опорой на рисунки. Предлагаю материал, схемы мнемотаблицы по разучиваниюстихотворения Н-Р
Практическая значимость предлагаемого дидактического материала:
обеспечивает легкость запоминания текстового материала;
обеспечивает развитие познавательных процессов;
развивает знаково-символическую функцию мышления; представлен в доступной форме для дошкольников; форма представления заучиваемого материала обеспечивает развитие познавательного интереса.
Хочу, привести пример об использованной мнемотехнике по развитию связной речи
Евгений Чарушин
Рассказ «Лисята»
У охотника в доме жили два маленьких лисят. Это были шустрые , беспокойные зверята .Днем они спали ,ну, а ночью, просыпались и носились по всему дому , поднимали возню, носились по комнате до самого утра .Эти лисята были настоящие ловкачи , раз, и по занавескам заберутся, два, - а они уже на высоком шкафу , а вот и на комоде….а вот и таскают друг друга за шиворот. Вдруг, пришел как-то охотник со службы, лисят в доме не было …Стал он их искать, заглянул на шкаф, на шкафу нет, отодвинул комод, и там никого нет, и под столом нет, и под кроватью нет. И тут, мой приятель даже испугался, охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся и поднялся. свалился на бок И вдруг поскакал по полу так и скачет, перевертывается, подпрыгивает, что за чудо такое? ... Подскакал сапог поближе, глядит охотник. из сапога хвост высовывается, схватил лисенка за хвост, вытащил из сапога, встряхнул сапог и другой выскочил! Вот. Какие ловкачи!
Тема: Составление рассказа по мнемотаблице, произведение писателя Е.И. Чарушина “Лисята”
Цель занятия | Развивать умение у детей самостоятельно пересказывать рассказ |
Задачи |
|
Средство ИКТ | Телевизор |
Демонстрационный материал | Рассказ “Лисята” самим писателем Е. Чарушиным на видео. Таблица, мини-мнемотаблица “Лиса”, на целом ватмане “мнемотаблица с картинками”. (Иллюстративными) |
Интеграция образовательных областей | Коммуникативно-речевая деятельность. Познавательно-исследовательская, физическая, музыка. |
Целевые ориентиры | - Ребенок умеет с помощью воспитателя или самостоятельно составлять рассказ используя мнемотабдицу - Самостоятельно действует по ориентирам. - С интересом слушает рассказ. |
Словарная работа | Ловкачи, мягкая, пушистая, охотничьи сапоги, шустрые.повадки зверей |
Вводная часть | 1. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Приветствия детей) 2. Повторение правил культуры поведения и нравственности. (Пословицы изображенные на карточках .Нр- Кто работает -тот ест, врать и сквернословить плохо, слушайтесь и уважайте взрослых, будьте порядочным и скромными , не имей 100 рублей,а имей 100 друзей 3. Дыхательная гимнастика “Шарик”, “Свечи”. |
Основная часть | 1. Беседа с детьми про дикое животное – Лисы. (Работа по мнемотаблице) 2. Прослушивание рассказа Е.И. Чарушина “Лисята”. (Видеоматериал, 5 минут) 3. Музыкальная разминка “Ти, ти, таа-а, Ти, ти, таа-а” 4. Физминутка “Веселая погремушка”. 5. Работа с детьми по мнемотаблице. |
Заключительная часть | 1 Подвижная игра “Веселые зверята”. 2 Рефлексия с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...
Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей
Презентация...
Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.
В данной разрабоке представлены материалы для работы по обучению детей рассказыванию сказок с использованием мнемотаблиц для детей младшего дошкольного возраста....
Применение моделей, схем, мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста
Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания (связной речи) является мнемотехника. Дидактический материал в форме мне...
семинар для родителей "Роль мнемотаблиц в речевом развитии детей"
Конспект по познавательнмоу развитию...
Презентация "Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Опыт работы . Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной группе ....
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...