Статья "использование мнемотаблицы для речевого развития детей"
статья по развитию речи (старшая группа)

Иванова Айталина Кузьминична

Мнемотехника – Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Не для кого не секрет, что у детей в последнее время больше речевых нарушений. Это нарушение связной речи, звукопроизношения, несформированность логического мышления, не умеиии согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас. Поэтому важной задачей стоит , научить детей, правильно , грамматически излагать свои мысли,и рассказывать о сюжетах об окружающей жизни .Приемы мнемотехники , облегчают получения информации и увеличивают обьем памяти за счет ассоциативных образов, именно в этом помогает мнемотаблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mneotablitsa_statya.docx605.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблицы для речевого развития детей

Иванова Айталина Кузьмична, МБДОУ д/с № 5 «Радуга» г. Якутск

На детей обрушивается достаточно много поток информации, которых пожалуй бы сложно запомнить. Хочу рассказать об уникальной на мой взгляд системе, которая поможет вашим детям запомнить быстро, правильно и легко.Что такое мнемотехника

Мнемотехника – Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Не для кого не секрет, что у детей в последнее время больше речевых нарушений. Это нарушение связной речи, звукопроизношения, несформированность логического мышления, не умеиии согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас. Поэтому важной задачей стоит , научить детей, правильно , грамматически излагать свои мысли,и рассказывать о сюжетах об окружающей жизни .Приемы мнемотехники , облегчают получения информации и увеличивают обьем памяти за счет ассоциативных образов, именно в этом помогает мнемотаблица.

Цель:

Организация запоминания и заучивания художественных текстов детьми дошкольного возраста.

Мнемотаблица - Это схема, в которую заложена определенная информация Cхему мы нр можем использовать в разучивании стихов, самостоятельному составлению рассказа самим ребенком.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап – Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения педагогом;

2 этап – Совместное рассматривание таблицы педагога с детьми и разбор того, что на ней изображено;

3 этап – Словарная работа по активации незнакомых слов, беседа по смыслу прочитанного;

4 этап – Смоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения детьми с опорой на рисунки. Предлагаю материал, схемы мнемотаблицы по разучиваниюстихотворения Н-Р

Практическая значимость предлагаемого дидактического материала:

обеспечивает легкость запоминания текстового материала;

обеспечивает развитие познавательных процессов;

развивает знаково-символическую функцию мышления; представлен в доступной форме для дошкольников; форма представления заучиваемого материала обеспечивает развитие познавательного интереса.

Хочу, привести пример об использованной мнемотехнике по развитию связной речи


Евгений Чарушин

Рассказ «Лисята»

У охотника в доме жили два маленьких лисят. Это были шустрые , беспокойные зверята .Днем они спали ,ну, а ночью, просыпались и носились по всему дому , поднимали возню, носились по комнате до самого утра .Эти лисята были настоящие ловкачи , раз, и по занавескам заберутся, два, - а они уже на высоком шкафу , а вот и на комоде….а вот и таскают друг друга за шиворот. Вдруг, пришел как-то охотник со службы, лисят в доме не было …Стал он их искать, заглянул на шкаф, на шкафу нет, отодвинул комод, и там никого нет, и под столом нет, и под кроватью нет. И тут, мой приятель даже испугался, охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся и поднялся. свалился на бок И вдруг поскакал по полу так и скачет, перевертывается, подпрыгивает, что за чудо такое? ... Подскакал сапог поближе, глядит охотник. из сапога хвост высовывается, схватил лисенка за хвост, вытащил из сапога, встряхнул сапог и другой выскочил! Вот. Какие ловкачи!

Тема: Составление рассказа по мнемотаблице, произведение писателя Е.И. Чарушина “Лисята”

Цель занятия

Развивать умение у детей самостоятельно пересказывать рассказ

Задачи

  1. Уметь составлять сюжетный рассказ с использованием мнемотаблицы---, соблюдать последовательность, выразительность, развивать умение поддерживания беседы со взрослым, совершенствовать формы диалогической речи.
  2. Развитие грамотной речи детей

Средство ИКТ

Телевизор

Демонстрационный материал

Рассказ “Лисята” самим писателем Е. Чарушиным на видео.

Таблица, мини-мнемотаблица “Лиса”, на целом ватмане “мнемотаблица с картинками”. (Иллюстративными)

Интеграция образовательных областей

Коммуникативно-речевая деятельность.

Познавательно-исследовательская, физическая, музыка.

Целевые ориентиры

- Ребенок умеет с помощью воспитателя или самостоятельно составлять рассказ используя мнемотабдицу

- Самостоятельно действует по ориентирам.

- С интересом слушает рассказ.

Словарная работа

Ловкачи, мягкая, пушистая, охотничьи сапоги, шустрые.повадки зверей

Вводная часть

1. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Приветствия детей)

2. Повторение правил культуры поведения и нравственности. (Пословицы изображенные на карточках .Нр- Кто работает -тот ест, врать и сквернословить плохо, слушайтесь и уважайте  взрослых, будьте порядочным и скромными , не имей 100 рублей,а имей 100 друзей

3. Дыхательная гимнастика “Шарик”, “Свечи”.

Основная часть

1. Беседа с детьми про дикое животное – Лисы. (Работа по мнемотаблице)

2. Прослушивание рассказа Е.И. Чарушина “Лисята”. (Видеоматериал, 5 минут)

3. Музыкальная разминка

“Ти, ти, таа-а,

  Ти, ти, таа-а”

4. Физминутка “Веселая погремушка”.

5. Работа с детьми по мнемотаблице.

Заключительная часть

1 Подвижная игра “Веселые зверята”.

2 Рефлексия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.

В данной разрабоке представлены материалы для работы по обучению детей рассказыванию сказок с использованием мнемотаблиц для детей младшего дошкольного возраста....

Применение моделей, схем, мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста

Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания (связной речи) является мнемотехника. Дидактический материал в форме мне...

Презентация "Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Опыт работы . Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной  группе ....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей  понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...