Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В данной разрабоке представлены материалы для работы по обучению детей рассказыванию сказок с использованием мнемотаблиц для детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 263.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает: запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Мнемотехника используется:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказывании художественной литературы;
- при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов;
- при знакомстве с цифрами и буквами.
Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут
быть цветными и чёрно-белыми.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Далее детей закомят с мнемодорожкой – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в из двух-четырех предложений, используется в раннем и среднем возрасте.
И для старшего и подготовительного возраста используют мнемотаблицы, которые представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
В своей работе метод мнемотехники используем для обучения детей младшей группы рассказыванию русских народных сказок.
КАРТОТЕКА
РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ И МНЕМОСХЕМ
СЕНТЯБРЬ «Курочка ряба» | ОКТЯБРЬ «Репка»
|
НОЯБРЬ «Теремок» | ДЕКАБРЬ «Колобок» |
ЯНВАРЬ «Заюшкина избушка» | ФЕВРАЛЬ «Рукавичка» |
МАРТ «Волк и семеро козлят» | АПРЕЛЬ «Маша и медведь» |
МАЙ «Три медведя» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста
•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...
Стратегический план проекта «Наследие» (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Проект для детей среднего дошкольного возраста...
Технологическая карта проекта "Наследие" (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Технологическая карта проекта...
Реализация проекта "Наследие" (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Мероприятия проведенные в ходе реализации проекта...
Мастер-класс для педагогов "Использование логосказок в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Для того, чтобы дети не утомлялись на логопедическом занятии, необходимо менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое возд...
Применение моделей, схем, мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста
Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания (связной речи) является мнемотехника. Дидактический материал в форме мне...
Презентация "Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Опыт работы . Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной группе ....