занятие по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Обучающая:
- формирование целенаправленного восприятия и анализа текста
- формирование умения подбирать к существительному несколько прилагательных.
Развивающие:
- развитие фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы.
- развитие умения понимать эмоционально – образное содержание произведения
- развитие навыков планирования пересказа ( с опорой на наглядность)
- активизация словарного запаса.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы взрослого и своих товарищей, дополнять ответы.
- воспитывать у детей чувства заботы и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты занятия:
Последовательно пересказывать небольшое литературное произведение с наглядной опорой в виде графических схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_2.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
ФИО педагога, ДОУ: Балахнина Валентина Сергеевна, МБДОУ № 110
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Обучающая:
- формирование целенаправленного восприятия и анализа текста
- формирование умения подбирать к существительному несколько прилагательных.
Развивающие:
- развитие фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы.
- развитие умения понимать эмоционально – образное содержание произведения
- развитие навыков планирования пересказа ( с опорой на наглядность)
- активизация словарного запаса.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы взрослого и своих товарищей, дополнять ответы.
- воспитывать у детей чувства заботы и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты занятия:
Последовательно пересказывать небольшое литературное произведение с наглядной опорой в виде графических схем.
Подготовительная работа: чтение энциклопедии про полезные травы, про садовые культуры. Познакомить со понятием «сорняки», наблюдение за растениями на территории детского сада, загадки про зеленую аптеку.
Материалы и оборудование: портрет Э. Шима, рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива», иллюстрации к рассказу, графические схемы , колокольчик, ноутбук, презентация, интерактивная доска, листы с заданиями на каждого ребенка.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап 5 минут | Формирование у детей позитивной мотивации к деятельности | Звонит колокольчик. Педагог привлекает внимание детей Утром Солнышко встает, Всех на улицу зовет Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю Солнцу я Отвечаю Травам я Отвечаю Ветру я Здравствуй, Родина моя! Дидактическая игра «Четвертый лишний» Педагог выставляет на доске 4 картинки (крапива, малина (куст), смородина (куст), обепиха (куст)) Посмотрите внимательно и определите , какая картинка лишняя. Почему крапива лишняя? К какому виду растений относится крапива? (трава) Как можно по другому назвать крапиву? (сорняк) Что такое сорняки? К какому виду можно отнести остальные растения? ( садовые культуры) Педагог оставляет на доске изображение крапивы. | Игровой момент. Эмоциональный настрой, приветственное слово, педагогическая оценка Наглядный. Игровой. Словесный. Демонстрация изображения. Дидактическая игра. Вопросы. | Дети подходят к воспитателю Слушают, выполняют игровые движения в соответствии с текстом. (Руки поднять вверх). (Сгибать руки в локтях к груди). (Показать рукой на себя). ( Выпрямить руки в стороны). (Поднять руки над головой). (Опустить руки на ковер). (Поднять руки над головой и покачать ими). (Взять друг друга за руки). Дети стоят полукругом лицом к доске. Выполняют задание, отвечают на вопросы | Позитивный настрой - мотивация к образовательной деятельности Закрепление понятий «сорняк», «садовые культуры» |
2. | Основной этап | Формирование умения подбирать к существительному несколько прилагательных. | Игра с мячом «Какая крапива?» Педагог бросает мяч ребенку и просит подобрать прилагательное к слову «крапива» (педагог одобряет ответы детей) | Игровой. Словесный. Игра с мячом | Дети подбирают прилагательные к слову «крапива» Предлагают свои ответы | Уметь подбирать к существительному прилагательное |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений. | - Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Но все же – крапива какая? Вредное или полезное растение? Педагог выслушивает ответы детей, не обобщая их. - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Эдуарда Юрьевича Шима Предлагаю вам сесть на свои места. | Словесный. Беседа, вопросы. Сообщение темы. | Рассуждения детей. Предлагают свои ответы Занимают свои места. Садятся на стульчики полукругом. | Активизировать имеющиеся знания и представления. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Уметь выразительно передавать речь персонажа, объяснять значение слов. Развивать умение замечания смысловые несоответствие, понимать эмоциональное образное содержание | Педагог выставляет портрет писателя Эдуарда Юрьевича Шима Эдуард Юрьевич Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его произведений. - Мы с вами познакомимся с его произведением «Очень вредная крапива» Чтением педагогом рассказа. (Сопровождение рассказа иллюстрациями.) «Очень вредная крапива» Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала. Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать. - Вот тебе. Вот тебе. - За что? – спрашивает бабушка. - А за то, что вредная! Смеётся бабушка. - Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать. - И крапиве? - И крапиве. - Я не буду кланяться да спасибо говорить! - И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже! - Почему я обрадуюсь? - Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких? - А каких? - Пальчики оближешь! После чтения педагог проводит беседу по вопросам . - Какое произведение сейчас прослушали? - Кто автор? - Какой жанр произведения? Почему? -Что полез собирать мальчик? Почему у него не получилось? - Что стал делать мальчик с крапивой? - Кто пришел к мальчику? - Что бабушка сказала? - Для кого нужна крапива? - Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве? Педагог проводит Словарную работу: обстрекала (обожгла), радехоньки (рады), вояка (боевой мальчишка) Объясняет значение незнакомых слов. - Ребята, вы наверное устали давайте с вами отдохнем | Словесный. Наглядный. вопросы, словарная работа, демонстрация Чтение, иллюстраций. Чтение, демонстрация иллюстраций Беседа по содержанию Словарная работа, объяснение. | Продолжают знакомство с творчеством писателя. Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации к рассказу. Отвечают на вопросы по рассказу: - Рассказ, потому что имеет небольшой объем и один сюжет, мало персонажей. - Потому что обстрекала его крапива - Взял палку и стал сшибать макушки - Бабушка - Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать. - Для коровы, кроликов, гусей, уткам, цыплятам, и мальчишке-вояке Подбирают и заменяют слова со сходным значением. | Запоминать сюжет рассказа, имя автора. Знать значение словарных слов Активизация словаря. |
Динамическая пауза | Обеспечить двигательную активность | К солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Влево качнулись – низко пригнулись.. Вправо качнулись – низко пригнулись. Ветерок, убегай! Грозят пальчиком. Ты цветочки не сломай!. Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! | Практический: физминутка | Тянутся на носочках, смотрят вверх. Раскачивают руками влево-вправо над головой. Наклоняются влево Наклоняются вправо. Приседают Медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики. | Снять усталость , напряжение. Внести эмоциональный заряд. | |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Формировать у детей умение пересказывать текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на графическую схему. | Сегодня мы будем пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, я приготовила вам мнемотаблицу. Мнемотаблица состоит из мнемоквадратов, в которых заложена основная информация в виде схемы. Педагог повторно читает рассказ с установкой на пересказ, использую графические схемы. Педагог предлагает мнемотаблицу, алгоритм работы Пересказ детей цепочкой Как понимаете выражение «Пальчики оближешь»? Действительно, крапива богата витаминами, поэтому ее любят домашние животные и употребляют в пищу люди. Кроме этого крапива – это лекарственное растение и помогает от многих болезней. -Что вы теперь скажите о крапиве? В природе нет ничего лишнего. И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего – то нужны. И если исчезнет какой – либо вид животных или растений в природе нарушится равновесие. | Словесный Наглядный Повторное чтение, работа с мнемотаблицей, пересказ цепочкой. Словесный: беседа | Внимательно слушают рассказ. Пересказывают рассказ с опорой на графическую схему (мнемотаблицу) Крапива – полезное, лекарственное растение. | Уметь работать с мнемотаблицей, помнить сюжет рассказа Активизировать свои знания. Решать проблемную ситуацию |
3. | Заключительный этап Рефлексия. | Создание итогового продукта Подведение итогов НОД Обобщение полученного ребенком опыта. | Педагог предлагает детям составить мнемотаблицу из мнемоквадратов и пронумеровать последовательность. - Вы можете забрать домой свои мнемотаблицы и пересказать рассказ родителям . - Что мы делали сегодня на занятии? -Кто написал рассказ? - Чей пересказ вам понравился больше всего? - Спасибо вам, вы все хорошо работали! | Практический Словесный. Беседа, поощрение. | Выполняют самостоятельно задание, предложенное педагогом. Отвечают на вопросы, демонстрируют свои работы. | Составлять мнемотаблицу из мнемоквадратов последовательно. Доброжелательное отношение друг к другу. Умение проводить самооценку и взаимооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...