занятие по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:  Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде  графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Обучающая:

- формирование целенаправленного восприятия и анализа текста

-  формирование  умения подбирать к существительному несколько прилагательных.

Развивающие:

- развитие фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы.

- развитие  умения понимать эмоционально – образное содержание  произведения

 - развитие навыков планирования пересказа ( с опорой на наглядность)

 - активизация словарного запаса.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы взрослого и своих товарищей, дополнять ответы.

- воспитывать у детей чувства заботы и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты занятия:

Последовательно пересказывать небольшое литературное произведение с наглядной опорой в виде графических схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

ФИО педагога, ДОУ: Балахнина Валентина Сергеевна, МБДОУ № 110

Образовательная область:  Речевое  развитие  

Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Возрастная группа:  подготовительная  

Цель:  Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде  графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Обучающая:

- формирование целенаправленного восприятия и анализа текста

-  формирование  умения подбирать к существительному несколько прилагательных.

Развивающие: 

- развитие фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы.

- развитие  умения понимать эмоционально – образное содержание  произведения

 - развитие навыков планирования пересказа ( с опорой на наглядность)

 - активизация словарного запаса.

Воспитательные: 

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы взрослого и своих товарищей, дополнять ответы.

- воспитывать у детей чувства заботы и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты занятия: 

Последовательно пересказывать небольшое литературное произведение с наглядной опорой в виде графических схем.

Подготовительная работа: чтение энциклопедии про полезные травы, про  садовые культуры. Познакомить со понятием  «сорняки», наблюдение за растениями на территории детского сада, загадки про зеленую аптеку.

Материалы и оборудование: портрет Э. Шима, рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива», иллюстрации к рассказу, графические схемы , колокольчик, ноутбук,  презентация, интерактивная доска, листы с заданиями на каждого ребенка.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

5 минут

Формирование  у детей позитивной мотивации к деятельности

Звонит  колокольчик.

Педагог привлекает внимание детей

Утром Солнышко встает,

Всех на улицу зовет 

Выхожу из дома я:  

«Здравствуй, улица моя!»    

       

Отвечаю Солнцу я                      

Отвечаю Травам я                      

Отвечаю Ветру я                        

Здравствуй, Родина моя!            

Дидактическая игра  «Четвертый лишний»

Педагог  выставляет на доске 4 картинки

(крапива,  малина (куст), смородина (куст), обепиха (куст))

Посмотрите внимательно и определите , какая картинка лишняя. Почему крапива лишняя?  К какому виду растений   относится крапива?  (трава)  

Как  можно по  другому назвать  крапиву? (сорняк)

Что такое сорняки?

К какому виду можно отнести  остальные растения? ( садовые культуры)

Педагог оставляет на доске изображение крапивы.

Игровой момент.

Эмоциональный настрой, приветственное слово, педагогическая оценка

Наглядный.

Игровой.

Словесный.

Демонстрация изображения.

Дидактическая игра.

Вопросы.

Дети подходят к воспитателю

Слушают, выполняют игровые движения в соответствии с текстом.

(Руки поднять вверх).

(Сгибать руки в локтях к груди).

(Показать рукой на себя).

( Выпрямить руки в стороны).

(Поднять руки над головой).

(Опустить руки на ковер).

(Поднять руки над головой и покачать ими).

(Взять друг друга за руки).

Дети стоят полукругом лицом к доске.

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Позитивный настрой  - мотивация к образовательной деятельности

Закрепление понятий «сорняк», «садовые культуры»

2.

Основной этап

Формирование  умения подбирать к существительному несколько прилагательных.

Игра с мячом «Какая крапива?»

Педагог бросает мяч ребенку и просит подобрать прилагательное к слову «крапива»

(педагог одобряет ответы  детей)

Игровой.

Словесный.

Игра с мячом

Дети подбирают прилагательные к слову «крапива»

Предлагают свои ответы

Уметь подбирать к существительному прилагательное

2.1

Этап постановки проблемы

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

- Ребята, мне очень понравились ваши ответы.

Но все же – крапива какая? Вредное или полезное растение?

Педагог выслушивает ответы детей, не обобщая их.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Эдуарда  Юрьевича  Шима

Предлагаю вам сесть на свои места.

Словесный.

Беседа, вопросы.

Сообщение темы.

Рассуждения детей.

Предлагают свои ответы

Занимают свои места. Садятся на стульчики полукругом.

Активизировать имеющиеся знания и представления.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Уметь выразительно передавать речь персонажа, объяснять значение слов. Развивать умение замечания смысловые несоответствие, понимать эмоциональное образное содержание

Педагог выставляет портрет писателя   Эдуарда  Юрьевича  Шима

Эдуард  Юрьевич  Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его произведений.

- Мы с вами познакомимся с его произведением «Очень вредная крапива»

Чтением педагогом рассказа. (Сопровождение рассказа иллюстрациями.)

«Очень вредная крапива»

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

- Вот тебе. Вот тебе.

- За что? – спрашивает бабушка.

- А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклонить­ся можно и спасибо сказать.

- И крапиве?

- И крапиве.

- Я не буду кланяться да спасибо говорить!

- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

- Почему я обрадуюсь?

- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

- А каких?

- Пальчики оближешь!

После чтения педагог проводит беседу по вопросам .

- Какое произведение сейчас прослушали?

- Кто автор?

- Какой жанр произведения? Почему?

-Что полез собирать мальчик?

Почему у него не получилось?

- Что стал делать мальчик с крапивой?

- Кто пришел к мальчику?

- Что бабушка сказала?

- Для кого нужна крапива?

- Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?

Педагог проводит  

Словарную работу: обстрекала (обожгла), радехоньки (рады), вояка (боевой мальчишка)

Объясняет значение незнакомых слов.

- Ребята, вы наверное устали давайте с вами отдохнем

Словесный.

Наглядный.

вопросы, словарная работа, демонстрация Чтение, иллюстраций.

Чтение, демонстрация иллюстраций

Беседа по содержанию

Словарная работа, объяснение.

Продолжают знакомство с творчеством писателя.

Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации к рассказу.

Отвечают на вопросы по рассказу:

- Рассказ, потому что имеет небольшой объем и один сюжет, мало персонажей.

- Потому что обстрекала его крапива

- Взял палку и стал сшибать макушки

- Бабушка

- Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

- Для коровы, кроликов, гусей, уткам, цыплятам, и мальчишке-вояке

Подбирают и заменяют слова  со сходным значением.

Запоминать сюжет рассказа, имя  автора. Знать значение словарных слов

Активизация словаря.

Динамическая пауза

Обеспечить двигательную активность

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелёчки качал.

Влево качнулись – низко пригнулись..

Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.

Ты цветочки не сломай!.

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут!

Практический: физминутка

Тянутся на носочках, смотрят вверх.

Раскачивают руками влево-вправо

 над головой.

Наклоняются влево Наклоняются вправо. Приседают Медленно

приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.

Снять усталость , напряжение.

Внести эмоциональный заряд.

2.3

Этап практического решения проблемы

Формировать у детей умение  пересказывать текст последовательно без пропусков и повторений с опорой на графическую схему.

Сегодня мы будем пересказывать  этот рассказ, а чтобы вам было легче, я приготовила вам мнемотаблицу.

Мнемотаблица  состоит из мнемоквадратов, в которых заложена основная информация в виде схемы.

Педагог повторно читает рассказ с установкой на пересказ, использую графические схемы.

Педагог предлагает мнемотаблицу, алгоритм работы

Пересказ детей цепочкой

Как понимаете выражение «Пальчики оближешь»?

Действительно, крапива богата витаминами, поэтому ее любят домашние животные и употребляют в пищу люди. Кроме этого крапива – это лекарственное растение и помогает от многих болезней.

-Что вы теперь скажите о крапиве?

В природе нет ничего лишнего.

И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего – то нужны. И если исчезнет какой – либо вид животных или растений в природе нарушится равновесие.

Словесный

Наглядный

Повторное чтение, работа с мнемотаблицей, пересказ цепочкой.

Словесный: беседа

Внимательно слушают рассказ.

 Пересказывают рассказ с опорой на графическую схему (мнемотаблицу)

Крапива – полезное, лекарственное растение.

Уметь работать с мнемотаблицей, помнить сюжет рассказа

Активизировать свои знания.

Решать проблемную ситуацию

3.

Заключительный этап

Рефлексия.

Создание итогового продукта

Подведение итогов НОД

Обобщение полученного ребенком опыта.

Педагог предлагает детям составить мнемотаблицу  из мнемоквадратов и пронумеровать последовательность.

- Вы можете забрать домой  свои мнемотаблицы и пересказать рассказ родителям .

- Что мы делали сегодня на занятии?

-Кто написал рассказ?

- Чей пересказ вам понравился больше всего?

- Спасибо вам, вы все хорошо работали!

Практический

Словесный.

Беседа, поощрение.

Выполняют  самостоятельно задание, предложенное педагогом.

Отвечают  на вопросы, демонстрируют свои работы.

Составлять мнемотаблицу из мнемоквадратов последовательно.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Умение проводить самооценку и взаимооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...