Методическая разработка: " Развитие речи дошкольников с применением ИКТ"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Методическая разработка: "Развитие речи дошкольников с применением ИКТ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 комбинированного вида»

Методическая разработка:

«Развитие речи дошкольников с применением ИКТ»

                                                                Подготовила: Беляева Н.А.

 учитель – логопед

г. о. Саранск, 2022 г.

Развитие речи дошкольников с применением ИКТ.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

 Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже давно. Постепенно использование ИКТ входит в систему дошкольного образования. Сегодня почти все воспитатели детского используют компьютеры как для самообразовования, поиска новой информации, обмена опытом, так и на занятиях для обучения детей.

Перед ДОУ встала задача- повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Использование ПК открывает для воспитателя неограниченные возможности, но применение его на занятиях осложнено тем, что отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, нет регламента программы. Педагогам приходится самостоятельно разрабатывать методику работы с компьютерными технологиями. Но всё же дальнейшее самообразование в данной сфере деятельности просто необходимо, ведь информационно- коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. Поэтому я на данном этапе и выбрала тему по самообразованию: «Развитие речи дошкольников с применением ИКТ».

В своей работе я использую компьютер как средство:

создания электронной библиотеки;

электронного портфолио;

копилки дидактических игр;

создание презентаций ;

проведения мониторингов.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным,

привлекательным и по-настоящему современным.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровье сберегающих технологий. Поэтому при использовании ПК в своей работе придерживаюсь следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка, нет ли противопоказаний для работы за компьютером.

2.Занятия должны быть непродолжительными по времени (5-7 минут)

3.Следить за осанкой ребенка.

4.Проводить подвижные игры и физминутки после работы с ПК.

5. Использовать современный ЖК- монитор.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:

Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам;

Составление рассказа по серии сюжетных картинок;

Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук;

Рассказы по цепочке.

Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает». Я использую в своей практике мультимедийные презентации созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media), в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», «Экология», «Физическая культура».

Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям.

Данные разработки позволяют увеличить восприятие наглядной информации за счет увеличения объема иллюстративного материала, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог. Использование мультимедийных презентаций обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, с помощью которой можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков животных, природы, работу транспорта и т. д.).

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, почерпнуть новые знания.

Применение ПК влияет на мотивацию учащихся, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно обширен. Из всего многообразия хорошо зарекомендовали себя программы издательства «Новый диск»,"Медиа Хауз ", фирма "1С". Работа с данной программой предполагает многообразные формы деятельности детей. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая).

Использование мною данного материала на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны дополняю занятия DVD дисками из серии «Чудо-малыш». Данные диски дополняю аудиодисками с записью текстов сказок, звуками предметного мира, мира природы, обучению построению предложений. Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков провожу словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций.

Согласно перспективному планированию по программе «От рождения до школы» с учетом требований ФГТ я использую материал «Чудо-малыш» на занятиях как по развитию речи, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране и они с большим желанием вливаются в работу на занятии.

Следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одной из составляющих использования ИКТ.

Для большей эффективности предлагаю детям презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, с анимационными картинками элементами игры, сказок. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые стали прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Большую роль в работе с использование новых информационных технологий играют компьютерные игры как новый вид развивающего обучения. В своей работе с дошкольниками по развитию речи использую компьютерные игры серии «Логобург». Содержание этой продукции многообразно, перечислю наиболее часто используемые мной:

Задание « Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.

Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно-ласкательных слов.

Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения пересказывать по серии сюжетных картинок.

Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшей усваеваемости определенных лексических тем занятий.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий - облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет с применением малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок"

В методической разработке представлен практический материал и перспективные планы включения малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок в совместную образовательную деятельность...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

методическая разработка "Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники"

 Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человек...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников. Лето."

Педагогом подобран материал для обучения детей рассказыванию.Поэтические строки о русской природе летом призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка....

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в средней группе»

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности»Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллек...