Методическая разработка "Развитие речи дошкольников при помощи игровой деятельности"
методическая разработка (младшая группа)

Развитие речи дошкольников через речевые игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.

Надежда Константиновна Крупская считала игру средством воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

Очень внимательно изучила методические пособия В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа», М. М. Безруких Т. А. Филиппова Серия «Ступеньки к школе», я заинтересовалась проблемой развития речи у дошкольников.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Проблема формирования речи детей в игровой деятельности, является ведущей. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Проведя диагностику по речевому развитию детей своей группы, был определен исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года, был он чуть ниже среднего, исходя из этого я решила больше внимания уделить развитию речи своих воспитанников.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец, соединять части высказывания. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

Работа с детьми.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, стали подбирать наглядные материалы (картины Исаака Левитана, набор картин Н. Радлова «Рассказы в картинках») для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Для того, чтобы речь детей развивалась были созданы : картотека пальчиковых игр «Весёлые пальчики», которая в свою очередь способствует развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук; картотека дыхательной гимнастики «Мыльные пузыри» - формирует верное произношение звуков, а также укрепляют детский организм.

Мною активно используется методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте» Журовой Лидии Ефремовны, благодаря которым у детей формируется умение выражать свои мысли, пользуясь нужными языковыми средствами.

Реализуется программа «Говорушки», целью которой является развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей. Занятия включают в себя: игры – словесные, настольные, игры с мячом; чтение стихотворений, рассказов и сказок; беседы, соответствующие тематическим неделям; работа с картинами; составление рассказов по сюжетным картинам; отгадывание загадок; рассматривание и обсуждение иллюстраций. Во время занятий решаются речевые задачи: развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей. У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например, «Что вы видите вокруг?» - предложила ребятам посмотреть в окно в бинокль, который сделали при помощи рук. Сначала попросила назвать большие предметы, которые видно из окна. Затем предметы поменьше, предметы, которые были рядом с большими и т. д.

Словесные игры «Это правда или нет?» - это как игра в ошибки, например – я говорю ребятам предложение: «Весной становится холодно и начинается снегопад» и они должны поправить меня и сказать правильно. «Составь описание» - я начинаю описывать предмет - он вкусный, сочный, оранжевого цвета. Что это? Тот ребенок, который угадал предмет, загадывает свой. «Придумай окончание сказки», например, колобок не сел лисе на язычок, а отправился дальше и встретил …. Учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Дидактических игра «Что сначала, что потом», например, 4 картинки: папа подготовил инструменты – сделал скворечник – прибил его к стволу дерева – к корму слетелись птицы. Задача ребенка – понять сюжет, изложить его устно.

Ребята самостоятельно выполняют игры с мячом «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Что способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.

Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п. (Например, игра «Театр» - для создания хорошего настроения с самого утра обращаю внимание детей на красочную афишу, на которой были изображены зайцы, ребята стали называть всевозможные варианты – приезжает цирк, зоопарк. Прежде чем, рассказать ребятам что это за афиша, предложила послушать сказку «Как зайчата маму искали». На афише нарисованы зайцы, прочитали сказку про зайчат – ребята предположили, что приедут дрессировщики с зайцами, но я предложила ребятам попробовать проиграть сказку. Подготовили инвентарь, распределили роли, проиграв сказку - у детей не было восторга, они сказали, что в костюмах было бы намного интересней. Поэтому мы подключили родителей, нашли для каждого героя костюм, заучили слова наизусть. Афишу повесили перед входом в спортивный зал, пригласили ребят из других групп, нарисовали билеты, и проиграли сказку вновь. Восторг был неописуем, детям очень понравилось играть в сказке).

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому народные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Народные календарные праздники позволяют нам с детьми окунуться в Русскую страну. Играя в такие игры как, «Капуста», «Заря – зарница» у детей обогащается словарь новыми «старыми» словами.

Работа с родителями.

Очень часто детям бывает недостаточно эмоционального общения с родителями, непринуждённой беседы, веселой игры. Что положительно влияет на их психику, настроение, развитие речи, мышления, внимания, память. Для родителей провела консультацию «Игры по дороге в детский сад», предложила превратить дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для родителей, так и для детей. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли детей. Провела собрание в форме «Семейная гостиная» на тему: «Играем – речь развиваем», где родители обменялись опытом домашних игр с детьми.

Во время закрытия детского сада на период пандемии работа с детьми не останавливалась и было предложено родителям создать мини – проекты: книжки – малышки «Животные наших лесов», «История создания электроприборов», дети совместно с родителями подготовили информацию, по приходу в детский сад ребята представляли мини проекты.

Работа с социумом.

Ходила с ребятами на экскурсию в библиотеку, там была оформлена выставка произведений, посвященная писателю Виталию Валентиновичу Бианки, на которой дети познакомились с новыми произведениями писателя, а также вспомнили уже знакомые произведения, с удовольствием рассматривали иллюстрации к сказкам. Приняли активное участие в интеллектуальной викторине по сказкам Самуила Маршака, в которой ребятам загадывали загадки по названиям сказки или о герое сказки.

Экскурсии в ООО «Шадринское», где ребятам показали технику, которая работает на поле, рассказали о предназначении и правильном названии техники, например: БДТ - борона дисковая тракторная, ПКСУ – прицепной комбайн сено уборочный, КССУ – комбайн самоходный сеноуборочный.

Диагностика по речевому развитию детей в конце учебного года показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Возросла речевая активность детей. Ребята активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления.

На основании собственного опыта использования игровой деятельности, как средства развития речи детей, я сделала вывод о том, что правильно подобранная игра создает условия для обогащения словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность. Время не стоит на месте, и я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду дальше продолжать работу по речевому развитию детей при помощи игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...

План по самообразованию в средней группе на тему "Развитие дошкольников с помощью игровой деятельности"

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т...

Формирование элементарных экологических представлений у дошкольников с помощью игровой деятельности

В данной статье представлены материалы о формировании экологических представлений у дошкольников с помощью игровой деятельности....

Перспективное планирование с детьми и родителями по теме " Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности" 2016-2022 год

Перспективное планирование по теме " Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности"...