Конспект занятия познавательного типа «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: познакомить детей с тем, какой путь проходит хлеб, прежде чем появиться на нашем столе.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с названиями профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, шоферы-механизаторы, агрономы, селекционеры, пекари.
- образовывать прилагательные от имен существительных (из пшеницы- пшеничная мука).
- познакомить с пословицами и поговорками о хлебе.
- развивать связную речь.
Развивающие задачи:
- развивать внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.
Материалы и оборудование:
-иллюстрации «Хлебобулочные изделия».
- использование ИКТ.
-соленое тесто.
Предполагаемый результат:
- дети называют профессии людей, которые выращивают хлеб.
- объясняют значение пословиц о хлебе.
- воспитывается бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_otkuda_hleb_prishel.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
познавательного типа
«Откуда хлеб пришел?»
Выполнила:
Воспитатель д\с «Огонек»
Федорова Е.В.
Цель: познакомить детей с тем, какой путь проходит хлеб, прежде чем появиться на нашем столе.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с названиями профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, шоферы-механизаторы, агрономы, селекционеры, пекари.
- образовывать прилагательные от имен существительных (из пшеницы- пшеничная мука).
- познакомить с пословицами и поговорками о хлебе.
- развивать связную речь.
Развивающие задачи:
- развивать внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.
Материалы и оборудование:
-иллюстрации «Хлебобулочные изделия».
- использование ИКТ.
-соленое тесто.
Предполагаемый результат:
- дети называют профессии людей, которые выращивают хлеб.
- объясняют значение пословиц о хлебе.
- воспитывается бережное отношение к хлебу.
Ход занятия.
Отгадайте, ребята, загадку:
«Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Что это? (хлеб)
Где можно купить хлеб? (в магазине).
Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? ( булочная, хлебный магазин).
Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб? (из теста, которое делают из муки).
Откуда, ребята, берется мука? (перемалывают зерно, которое выращивают люди на полях).
Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала посадить, вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этой работой занимаются люди по профессии хлебороб. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают зерновые культуры?
(Воспитатель может использовать серию картин по теме: «Откуда хлеб пришел?» или показать презентацию по данной теме)
Ребята, что нужно, чтобы колоски выросли? (Зерно посадить в землю).
Что происходит весной в поле? Какие машины пашут землю? (трактора).
Кто управляет трактором? (тракторист). Землю вспахали, чтобы она была мягче и зерно быстрее могло взойти. На распаханное поле выходят другие машины- сеялки.
По земле сырой, не жесткой
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
Ребята, как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что» зерна сыпались до полночи»? (Это значит, что люди работают допоздна. Зерна нужно посадить в определенный срок и если их посеять раньше или позже срока, они могут не вырасти).
Какие зерна сеют в поле? (Рожь, пшеница, овес). Все лето созревают зерна в колосках. Как вы думаете, что нужно, чтобы колоски зрели? (солнце, дождик, удобрения). Хлебное поле летом очень красивое. Художники его изображают на картинах, поэты сочиняют стихи. Хлебное поле еще называют словом «нива». Нива от слова низ, т.е. поле находится низко-низко.
Ребята, давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами хлебные колоски.
Физкультминутка.
Колоски золоченые на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
Но вот зерна созрели и на поле выходят другие машины- комбайны. Кто управляет комбайном? (комбайнер).
Что делает комбайн? (Срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины).
Куда везут обмолоченное зерно? ( на элеватор). На элеваторе зерна растирают, обмолачивают. Получается мука. Муку везут на хлебозавод.
Что, ребята, делают с мукой? Кто для нас печет хлеб, булочки? (пекари).
Мука бывает разная: из зернышек пшеницы- пшеничная, ржи- ржаная, из овса- овсяная.
Как вы думаете, что выпекают из белой пшеничной муки? ( белый хлеб, булки, баранки, печенье). А еще из пшеницы делают манную крупу.
Из темной ржаной муки пекут черный хлеб.
Но не все зерна отвезли на элеватор и обмолотили. Часть зерен- самые лучшие, крупные- оставили, чтобы на следующий год опять засеять поля. Хранят зерна в зернохранилищах. Заботятся о самых лучших и крупных зернах, чтобы урожай был богатый, люди по профессии-селекционеры.
Вот видите, ребята, как много сил, труда надо приложить, чтобы получить хлеб. О хлебе сложено много пословиц.
Хлеб всему голова.
Без хлеба- нет обеда.
Хлеб- батюшка, вода- матушка.
Теперь, ребята, вы знаете, откуда хлеб приходит на наш стол и я думаю, тоже будете с уважением относиться к хлебу. Запомните правила:
-хлеб нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощение за это.
Хлеб- главное богатство и его нужно беречь!
А теперь мы с вами попробуем самостоятельно слепить из соленого теста хлебобулочные изделия. (лепка с детьми из соленого теста).
Конспект
занятия познавательного
типа на тему
«Знакомство с жизнью народов Севера»
( средний возраст).
Выполнила:
воспитатель Федорова Е.В.
Цель: продолжать знакомить детей со страной, в которой они живут.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.
- ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.
Материалы и оборудование:
- использование ИКТ.
- демонстрация дидактических пособий: чум, малица, кисы.
- бубен для физкультминутки.
Ход занятия.
Ребята, у меня есть карта, она вам уже знакома. Что на ней изображено?
Правильно, это карта России. Наша страна огромная, в ней много городов, сел, деревень, рек, озер, лесов. В России живет много разных народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера.
В наших краях на многие- многие километры тянется тундра. В тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Здесь произрастает много ягод.
Ребята, какие северные ягоды вы знаете? ( морошка, брусника, клюква, голубика, черника).
А какие животные живут в тундре? (песец, заяц, лиса, полярная сова). Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы которые населяют тундру. ( ханты, манси, ненцы).
Ребята, как называют людей которые разводят оленей? (оленеводы).
Можно ли в тундре разводить коров, овец, свиней, выращивать хлеб, овощи? Почему нет? ( Не позволяют климатические условия, вечная мерзлота). Чем занимаются коренные народы Севера? Какое их основное занятие? (рыболовство, оленеводство).
Оленеводы- это те, кто разводит оленей. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы.
То место, где живут оленеводы, называется – стойбище. Оленеводы живут в стойбище в специальных домах – чумах. Чум делают из длинных палок – жердей. На жерди натягивают оленьи шкуры. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. ( Свой рассказ воспитатель может сопровождать показом презентации по теме).
А теперь, я предлагаю вам ребята, отдохнуть и поиграть в игру «Белый шаман».
Ход игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить ритм , проигранный водящим.
Правила игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Вот мы с вами отдохнули, а теперь продолжим. Олень – это животное, которое кормит и одевает оленеводов. Основная пища – это оленье мясо и рыба. Рыбу ловят в реках и озерах. Из шкуры оленя шьется одежда.
Ребята, кто из вас знает, как называется одежда из оленьей шкуры у коренных народов Севера? ( малица). Малица шьется из оленьей шкуры, мехом внутрь. В ней зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы очень красиво украшают малицы. На празднике «День оленевода» проходит конкурс на самую нарядную малицу. На ногах обувь тоже из оленьего меха. Как они называются? (кисы).
Олень, ребята, не только кормит и одевает коренные народы Севера, он для них основной вид транспорта. Кто скажет, как называются сани в которые впрягают оленей? (нарты). Правильно, нарты. Это легкие длинные сани. Зимой это незаменимый вид транспорта. Управляет оленями каюр. В руках у него длинный шест – хорей. Он нужен чтобы погонять оленей.
А еще у оленеводов есть длинная веревка – тынзян, с помощью ее они отлавливают оленей, набрасывая веревку на рога. На «Дне оленевода» среди оленеводов проводится соревнование на меткость «Метание тынзяна на хорей».
Ребята, хотите потренироваться в меткости? Предлагаю поиграть в игру «Серсо». Выставляю 3 набора «Серсо» и дети по 3 человека пробуют набросить колечки на палочки.
Ну что, ребята, трудно было выполнять задание? Чтобы быть метким нужно много тренироваться, что оленеводы и делают.
Кроме оленей необходимы оленеводам и лыжи. У них они более короткие и широкие. Почему? В тундре людям приходиться ходить на лыжах не по лыжне, а по глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег. Лыжи снизу подбиты оленьим мехом. У меха есть интересное свойство: если гладить его в одну сторону, то мех ложится гладко и рука идет по нему свободно. Если провести по меху в другую сторону, то он « встает дыбом». Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадется горка, то забираться на нее помогает «вставший дыбом» мех.
А вы , ребята, умеете кататься на лыжах? Сейчас мы проведем небольшое соревнование «Кто быстрее доедет на лыжах до флажка». ( в игре используются небольшие пластмассовые детские лыжи).
Коренные народы Севера очень талантливы. Долгими зимними вечерами женщины создают изделия из меха, расшивают одежду, рукавицы, обувь. ( демонстрирую готовые изделия, фотографии или показываю презентацию).Вот так трудно и интересно живут те, кто родился в тундре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему «Откуда хлеб пришел?»
Программное содержание:Закреплять знания детей о том, что хлеб это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда людей.Систематизировать знания о хлеборобах, сельскохозяйственны...
Конспект занятия познавательного типа на тему «Знакомство с жизнью народов Севера» ( средний возраст).
Цель: продолжать знакомить детей со страной, в которой они живут.Задачи:Образовательные:- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.- ввести в словарь детей новые с...
Конспект занятия познавательного типа "Зрение как орган познания окружающего мира"
Цель: обогатить знания детей об органах чувств путем экспериментирования, подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых представителей животного мира. Задачи:-раскрыть значения ор...
Конспект занятия по рисованию: Откуда хлеб на стол пришел.
Конспект занятия по рисованию: Откуда хлеб на стол пришел.Подготовила воспитатель Муратова Е.В.Воспитатель: сегодня, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, от...
Конспект занятия на тему: «Откуда хлеб пришел» (технологии: игровая, здоровье сберегающая, мнемотехника) для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлен алгоритм формирования у детей представления о ценности хлеба, об этапах его производства....
Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда хлеб пришел?»
Цель: познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Формировать представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб. Расширить пр...