Занятие по развитию речи по теме "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал предназначен для воспитателей старших групп детского сада, детей ТНР, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zhivotnye_zharkih_stran.docx | 992.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей с речевыми нарушениями «Животные жарких стран»
Пояснительная записка.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими, социализации в обществе. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников, что подтверждено в пункте 1.9; 4.6 ФГОС ДО.
Дошкольники с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Только работая в сотрудничестве с учителем-логопедом, педагогом- психологом, другими специалистами можно добиться положительного результата в решении речевой активности детей.
Для проведения коррекционной работы была создала актуальная, интерактивная предметно пространственная среда, (пункт 3.3.2 и 3.3.3 ФГОС ДО) которая способствует эффективному процессу воспитания и обучения детей с ТНР.
Кроме того, дети испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных).
Так как для детей данного возраста, ведущим видом деятельности является игра, было спланировано провести занятие по развитию речи с элементами игровой деятельности «Животные жарких стран».
Ниже представлен конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Цель: Развитие лексико-грамматических средств речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Животные жарких стран»; развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями; развивать мышление, внимание, связную речь; развивать мелкую и общую моторику.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, в образовании притяжательных прилагательных. Развивать связную речь.
Воспитательные: Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе. Воспитывать умение действовать в команде.
Предварительная работа:
Организация развивающей предметно-пространственной среды -(внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
- Чтение художественной литературы экологической тематики;
- Беседы о животных с использованием иллюстраций;
- Рассматривание альбома «Дикие животные»;
- Загадывание и отгадывание загадок о животных;
- Чтение художественной литературы о животных;
- Изображение животных трафаретами;
- Рисование и раскрашивание животных в свободной деятельности;
- Дидактические игры «Чей детеныш?», «Кто где живет», «Чей хвост», «Чьи следы» и т.д.
Работа с родителями
Составление детско-родительских проектов «Расскажи о животном».
Привлечение родителей для изготовления совместно с детьми атрибутов для занятия – фотоаппарата (из спичечных коробков)
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация с интерактивными играми «Загадки», фотоаппараты для игры “Фотоохота” картинки животных жарких стран, глобус, «Африка», картинки с изображением животных жарких стран, специальный стол и «Робомышки», картинки с животными, на оборотной стороне буква (первый звук в этом слове), картинки со знаками ( +, !, ?)
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Хотите отправиться со мной в большое путешествие по жарким странам?
А как вы думаете, что это за страны такие?
Дети: Там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т.д.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Да жаркие страны – это страны, где всегда жарко, никогда не выпадает снег, но это не только пустыня и саванна, в жарких странах есть и тропические джунгли.
Воспитатель: А поможет нам путешествовать - волшебный глобус.
Воспитатель: Запоминайте слова и повторяйте за мной:
«Волшебный глобус я кручу, в жаркие страны попасть я хочу!»
(Дети поворачиваются вокруг себя)
Воспитатель: Вот мы и попали в одну из жарких стран. А в какую, вы узнаете отгадав загадку:
«Самый теплый материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Воспитатель: Правильно Африка! (показывает картинку с изображением Африки)
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас поиграем в игру «Что хорошего и что плохого есть в Африке». Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов.
1.Игра «Хорошо – плохо»
В Африке всегда лето – это хорошо;
В Африке не нужно одевать теплую одежду – это хорошо;
В Африке редко идут дожди – это плохо
В Африке можно купаться круглый год – это хорошо
В Африке нет снега, невозможно построить горку, кататься на санках, лыжах– это плохо
В Африке много хищных животных - это ....
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных животных обитают в Африке! А, какие, мы сейчас с вами попробуем отгадать.
2. «Загадки»
Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”
Дети отгадывают загадки и делят каждое слово на слоги с помощью хлопков.
Загадки.
1. Его увидишь – сразу ясно:
Царь зверей – шутить опасно.
Грозный вид и грозный рык,
Даже гривы не подстриг. (Лев)
2. В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу! (Слон)
3. Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев (Жираф)
4. На носу большущий рог,
Носит каждый (Носорог)
5. Очень вкусные бананы
На обед у (обезьяны)
6. Когда жара спадёт,
Он выйдет из болота,
И ужинать пойдёт,
Вот жизнь у (бегемота)
7. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (крокодил)
3. Д/и “Фотоохота”.
Воспитатель: Ребята, мы так громко с вами хлопали, что все животные, спрятались. Как же нам их увидеть? А давайте мы отправляемся на фотоохоту. А что такое – фотоохота?
Ответы детей.
Вот вам фотоаппараты. Раздаю детям “фотоаппараты” (спичечные коробки, дети “фотографируют”, открывают коробочки, там мелкие картинки животных жарких стран, и называют, кого они сфотографировали.)
Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался? Я его сейчас сфотографирую.
Давайте и вы ребята, попробуйте найти животных и обязательно их сфотографируйте.
Подойдите ко мне, пожалуйста, давайте присядем и посмотрим – кто кого сфотографировал.
Воспитатель: Давайте посмотрим на ваши фотографии.
(Например: я сфотографировал (а) бегемота.
Воспитатель дает большую картинку животного. Описательный рассказ о животном по мнемосхеме. Дети говорят полными предложениями)
(Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как интересно рассказали о животных!
(Дети складывают фотоаппараты на стол)
Физкультминутка «У жирафа»
Воспитатель: Давайте сделаем зарядку.
Дети встают на ковер. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов… »)
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
Воспитатель: Отдохнули немного, продолжаем дальше наше путешествие.
4. «Собери картинку»
На столах в конвертах лежат разрезные картинки животных
Воспитатель: Ой, что это? Обезьяна, проказница, перепутала картинки животных, давайте поможем, соберем их правильно.
Воспитатель спрашивает, какие животные у них получились.
Ответы детей.
(Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов).
5. Игра с мячом. «Скажи одним словом».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Скажи одним словом».
Ребята, встаньте в круг.
У слона не только длинный хобот, но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать большеухим.
(Воспитатель, бросая мяч ребенку, начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение и бросает мяч обратно.)
- У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
- У слона толстые ноги, он какой? (толстоногий)
- У бегемота толстая кожа, он какой? (толстокожий)
- У верблюда два горба, он какой? (двугорбый)
-У носорога короткие лапы, значит он какой? (коротколапый)
-У черепахи короткие ноги (коротконогая)
-У попугая перья разного цвета – он какой? (разноцветный)
-У зебры быстрые ноги – она какая? (быстроногая)
-У тигра острые зубы – он какой? (острозубый)
-У крокодила длинный хвост - он какой? (длиннохвостый)
(Воспитатель добивается от детей правильности произношения отдельных слов).
Воспитатель: Вот какие сложные слова мы с вами составили. Вы все молодцы!
6. Работа с «РобоМышками»
Воспитатель:
Определить какой звук стоит в начале слова. Нужно запрограммировать робота Мышку так, чтобы она остановилась на картинке с правильным ответом.
А правильно ли вы выполнили задание, вы увидите на обратной стороне картинки.
Воспитатель: Молодцы! Справились со сложным заданием!
7. «Заштрихуй и напечатай свою букву»
Воспитатель: Ребята, а теперь, найдите первый звук в названии вашего животного, которого вы фотографировали, возьмите листочек с этой буквой, заштрихуйте и пропишите её по образцу.
Воспитатель: Молодцы, отлично справились.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Все вместе скажем наши волшебные слова:
«Волшебный глобус я кручу,
Обратно я попасть хочу!»
Ресурсный круг
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- А куда мы сегодня путешествовали? (Африка )
- Давайте перечислим животных, о которых мы сегодня говорили.
- Можем мы их встретить на севере? Почему?
- Что интересного вы узнали о животных, живущих в жарких странах?
Молодцы ребята!
Я хочу, чтобы вы оценили наше путешествие, каждый знак имеет своё значение:
Воспитатель:
Знак «+» - легко ли вам было справляться с заданием.
Знак «?» -было сложно.
Знак «!» -было интересно и познавательно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи. Тема: «Животные жарких стран»
образовательные целиЗакрепление представлений о животных юга и их детёнышах, их внешнем виде. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи закрепле...
Конспект открытого занятия по развитию речи " Путешествие в жаркие страны"
Дети на занятие отправляются в путешествие. Но вот куда они попадут, смогут узнатькогда отгадают загадки. С помощью карты мира ребята ребята увидят в каих жарких странах, какие животные обитают....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «страна красивой речи»
Программное содержание- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, ...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".
Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов....
Речевое развитие. Занятие по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"
План - конспект занятия по речевому развитию в средней группе...