Долгосрочный проект в подготовительной группе "Театральная школа"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_pedagogicheskiy_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный педагогический проект в подготовительной группе
«Театральная школа»
«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Подготовила : воспитатель подготовительной группы
Сердюкова И. Н.
Цель:
Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства, развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
• Последовательное знакомство детей с видами театра.
• Поэтапное освоение детьми видов творчества.
• Совершенствование артистических навыков детей.
• Раскрепощение детей.
• Работы над выразительностью речи, интонации.
• Коллективные действия, взаимодействия.
• Умение сочувствовать, сопереживать.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности;
• обучением вербальным и невербальным видам общения;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
В процессе реализации использую следующие формы работы с детьми:
Формы работы с детьми
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывка из сказок.
• Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера
• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Пантомимические этюды и упражнения.
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры со словами.
• Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми.
• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемый результат:
• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Научатся запоминать и описывать любого героя.
• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
• Сочинять этюды по сказкам.
• Строить простейший диалог.
• Распределять между собой обязанности и роли.
• Использовать средства выразительности драматизации.
(поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
• Уверенность в себе.
• Умение играть в коллективе.
Работа с детьми складывалается следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапии использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Модель реализации проекта
Работа с детьми:
• Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
• Посещение детьми театров.
• Просмотр кукольных театров и работа по ним.
• Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)
• Чтение художественной и познавательной литературы.
• Продуктивная деятельность детей.
• Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
• Театрализованно-познавательные праздники.
Сотрудничество с родителями:
• .Изготовление элементов костюмов
• Изготовление декораций для театрализованной деятельности.
• Помощь в изготовлении различных видов театра.
• Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек - раскрасок, аудио- видео для детей.
• Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т. д.)
• Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.
• Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).
• Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
• Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.
• Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».
• Участие в совместных театрализованных
постановках (родители - дети - педагог).
• Посещение занятий
• Родительское собрание.
Методическое сопровождение
• Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов
• Картотека дидактических игр по теме: «Театр»
• Картотека аудио- видео фильмов
• Методическое сопровождение
• Подборка художественной литературы для театрализованных представлений
• Подборка литературы познавательного характера.
• Конспекты театрализованных представлений.
• Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера
• Консультационный материал для педагогов
• Консультационный материал для родителей
Сроки работы:
сентябрь 2022– май 2023г.
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы |
1. | Подготовительный этап | Сентябрь - Октябрь 2022г | Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы. Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. |
2. | Основной этап | Ноябрь 2022 – Апрель 2023г. | Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками |
3. | Заключительный этап | Апрель 2023 г. | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление отчета по самообразованию на педсовете. |
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М. :ВАКО, 2007
7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.
9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.
10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.
13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.
15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.
16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.
20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.
21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.
23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. - 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.
План работы (октябрь — май)
№ | Месяц | Тема | Цель | Репертуар |
1. Н Е Д Е Л Я | О К Т Я Б Р Ь | «Кончилось лето». | Собрать детей вместе после летних каникул, порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие | показать детям знакомую сказку в настольном театре «Маша и медведь» |
2. Н Е Д Е Л Я | О К Т Я Б Р Ь | Беседа с детьми “Что такое театр”. |
|
|
3 Н Е Д Е Л Я | О К Т Я Б Р Ь | Беседа-диалог. |
|
|
4. Н Е Д Е Л Я | Знакомство с ширмой. | Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы. | Показ театрализованного представления по желанию детей. | |
1. Н Е Д Е Л Я | Н О Я Б Р Ь | Техника речи. | Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно,сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. | Использование пиктограмм «Колобка». Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи» |
2Н Е Д Е Л Я | Н О Я Б Р Ь | Удивительный мир кукол. | Развивать у детей интерес к творчеству | Показ видов кукол. Показ способов действий с куклой. |
3 Н Е Д Е Л Я | Н О Я Б Р Ь | Ритмопластика, психогимнастика. | Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты). | Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций —-«Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Злой волк». |
4 Н Е Д Е Л Я | Н О Я Б Р Ь | Показ воспитателем настольного театра «Репка» | Развивать умение слушать и запоминать. | «Репка» |
1 Н Е Д Е Л Я | Д Е К А Б Р Ь | Игры | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Игра “Передай позу”, “Что мы делали, не скажем” Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «К», «Три характера», «Вредное колечко». |
2 Н Е Д Е Л Я | Д Е К А Б Р Ь | Начать работу над альбомом “Все о театре”. | Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей). | Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей). |
3 Н Е Д Е Л Я | Д Е К А Б Р Ь | Репетиция музыкального представления «Репка». | Запоминание ход игры. | Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении |
3 Н Е Д Е Л Я | Я Н В А Р Ь | Ритмопластика | Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. | Игра «Покажи кто это» |
4 Н Е Д Е Л Я | Работа над альбомом “Все о театре”. | Развивать эстетический вкус в оформлении альбома. | Совместная работа детей и родителей. | |
1 Н Е Д Е Л Я | Ф Е В Р А Л Ь | Сказка на столе | Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. | Чтение сказки. Обсуждение и дополнение. |
2 Н Е Д Е Л Я | Ф Е В Р А Л Ь | Отработка диалогов. | Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. | Театрализация диалогов. (на усмотрение воспитателя) |
3 Н Е Д Е Л Я | Ф Е В Р А Л Ь | Распределение ролей. | Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. | Беседа. Показ. Анализ выбранных ролей. |
4 Н Е Д Е Л Я | Ф Е В Р А Л Ь | Показ кукольного театра «Колобок» (для детей младших групп). | Учить детей не бояться выступать перед публикой. Поделиться с малышами умением ставить театр. | Показ театра. |
1 Н Е Д Е Л Я | М А Р Т | «Поездка в кукольный театр». | Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей. Театральный словарь : билет, программка, афиша, ложа.
| Рассматривание фотографий с изображением театра Эксскурсия в театр. |
2 Н Е Д Е Л Я 3 Н Е Д Е Л Я 1 Н Е Д Е Л Я | М А Р Т М А Р Т А П Р Е Л Ь | Знакомство со сказкой «Про маленького котенка» Мастерская актера. «День театра» (последняя неделя марта). Мастерская актера. | Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. развитие глазомера. Закрепить с детьми умение эмоционально играть роли, распределяя их между собой. | Чтение сказки воспитателем. Беседа. Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь. Театрализованное представление ко Дню театра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Мы готовимся к школе"
Формирование "внутренней позиции школьника" у детей в подготовительной группе...
Долгосрочный проект "По дороге в школу"
Формирование у детей осознанной мотивации к учебе....
Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе "В здоровом теле - здоровый дух!"
Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основу здорового образа жизни.Задачи проекта: Отобрать методический материал, методы и приёмы по здоровому образу жизни, современные те...
Проект «Скоро в школу» Долгосрочный проект в подготовительной группе
Поступление в школу - серьезный этап в жизни ребенка...
Долгосрочный проект в подготовительной к школе группы по здоровьесбережению детей.
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, ...
Долгосрочный проект для подготовительной к школе группы "Классическая музыка в детском саду"
Долгосрочный проект "Классическая музыка в детском саду" рассчитан на воспитанников подготовительной к школе группы и будет полезен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей....
Перспективное планирование по долгосрочному проекту в подготовительной к школе группе «Разноцветные ладошки» (октябрь 2021-май 2022 г.г.)
Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелки...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Отличное развитие
Отличное развитие артистических способностей у детей ! Благодарю !