Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
презентация

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_skazka_snyu.pptx445.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРОДНАЯ сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста Выполнила: Семенова Наталия Юрьевна

Слайд 2

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый смысл. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает , но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного , сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат .

Слайд 3

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста ( как активного , так и пассивного), происходит как в процессе обучения, так и в играх , в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни. И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.

Слайд 4

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы . Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, рассказы , сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества . В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры , родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка .

Слайд 5

Нельзя недооценить значение сказок. Велика их педагогическая ценность, так как: 1) дети всегда на стороне добра; 2) сказка развивает оценочные суждения ребенка. Он видит, что больше всего ценится в людях, за что наказывают, а за что поощряют, почему одним природа помогает, а от других отворачивается; З) в сказке дети слышат и осознают множество положительных нравственных поучений: • дружба основана на доверии • за добро платят добром и таким образом, через сказку дети получают установки и как бы по знают «мудрость жизни». 4) мажорный конец, торжество правды очень созвучны с детским мировоззрением .

Слайд 6

Сказки могут быть народными, (то есть автор сказки неизвестен, например «Колобок», «Теремок», и авторские (автора сказки знаем, например, Аксаков «Аленький цветочек», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде »). Исследователь сказок В.Аникин выделяет три основных типа сказок: сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки. I тип - сказки о животных Они появились из древних поверий и мифов, где звери наделялись человеческими свойствами, умели мыслить и говорить. В сказках о животных есть иносказательный смысл, ироническое изображение смешных повадках животных. Образ животного стал восприниматься как иносказательное изображение человека. Особенности сказок о животных: 1) Имеют иносказательный аллегорический смысл; 2) Неизменность характеров героев (лиса — всегда хитрая, заяц — трусливый , беззащитный, волк — жадный, глупый). З) Фантастический вымысел (например, волк хвостом ловит рыбу) 4) Реалистическое изображение зверей (повадки, внешность) 5) Антропоморфизм (перенос человеческих свойств, отношений на животных).

Слайд 7

Художественные особенности: • просторечный язык; • диалоги, песенки; • динамичность (использование глаголов); • большое количество эпитетов, прозвищ, пословиц, поговорок. • Простая композиционно-сюжетная основа (т.е. сюжет можно сформулировать одной фразой); • Основной способ построения сюжета — встреча животных. • Повторение главного эпизода.

Слайд 8

Можно выделить 2 типа сказок о животных: 1. Сказки о животных и людях. В этих сказках главные герои — люди, а животные, их особенности, характеры не имеют такого значения, как в сказках, где животные — основные персонажи. Например, сказка «Смоляной бочок» - если мы вместо волка , медведя, зайца используем других животных, то смысл сказки не изменится . 2. Сказки, в которых все персонажи животные. В этих сказках главные герои — животные, а люди (если они есть) — герои второстепенные . В таких сказках одного животного нельзя заменить другим или поменять животных местами. Например, героиню лису нельзя заменить волком (глупый, жестокий, злой) или зайцем (трусливый), т.к. только лису характеризуют как обманщицу, хитрую. Сказки о животных — народная, бытовая энциклопедия, которая собрала вместе все пороки тех, чьи жизнь, быт, нравы и привычки были чужды человеку труда. Сказки выставляли их на всеобщее обозрение и смех. Способность широко обобщать жизненные явления и передавать их в увлекательной , полной занимательных подробностей форме свойственны и волшебным сказкам.

Слайд 9

II тип – волшебные сказки В этих сказках все проникнуто атмосферой необъятного, фантастического. Это сказки: «Василиса Прекрасная», «Сивка Бурка». «Семь Симеонов » и другие . Особенности волшебных сказок: 1) Простота и ясность изложения, живая разговорная речь; 2) Сказочные формулы (например, герой растет «не по дням, а по часам », формула пути: «долго ли, коротко ли...»); З) Благозвучие языка, певучесть, может быть рифма, использование пословиц и поговорок, песенок, загадок; 4) Герои — обыкновенные люди (Аленушка, царь, Иван-царевич) и особенные герои (Баба-Яга, Кощей, Чудо-юдо — воплощение темных сил, которые люди не могли объяснить); 5) Волшебные вещи и предметы — помощники; б) Герой решает непосильные для обычных людей задачи; 7) Добро побеждает зло.

Слайд 10

III тип – социально-бытовые сказки В отличие от волшебных, бытовые сказки немного ироничные, насмешливые . Шутка тут пронизывает всё. Эти сказки вскрывают алогизм — неразумность , ложь «обычного» в людских отношениях, указывает на несоответствие их нормам здравого смысла. Ирония и шутка, невероятные происшествия , случай сатиры. Виды бытовых сказок: 1. Семейно-бытовые (о строптивых женах, супружеской верности и неверности , плохих и хороших хозяйках). Например: «Злая Жена», «Жена — спорщица »; 2. О дураках (герой - удачливый дурачок — не тот дурачок, который был героем волшебной сказки, а настоящий дурак). Например: «Дурак и береза»; З. Антирелигиозные сказки (они высмеивают тех, кто не соблюдает того, чему учит других, высмеивают жадность попа, лицемерие). Например , « Похороны козла», «Попов работник»; 4. О ловких людях (сказки про воров и обманщиков) Например: «Воры и судьи »; 5. Об одураченном барине. Например; «Барин и мужик». 6. Солдатские сказки (сказки о смекалке, находчивости солдата). Например : « Каша из топора».

Слайд 11

Огромную роль играют сказки в развитии речи. Есть много приемов работы со сказкой для достижения этой цели. Это : • чтение сказок; • рассказывание; • перессказывание ; • беседа; • умение задавать вопросы (воспитателю по сказке, героям сказки); • конструирование: * слов (придумать несколько однокоренных слов); * словосочетаний (срифмовать 2 слова) * предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре «от каждого — по словечку») • сочинение сказок; • придумывание новых названий известных сказок; • придумывание нового персонажа; • метод «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло ). Например: Не репа выросла на грядке, а… • драматизация

Слайд 12

Сказка — прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой. Игры и упражнения для обогащения словарного запаса: «Какой » - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою. Пример: «Гуси-лебеди» - печка: большая, добрая, горячая, трудолюбивая, ласковая; - яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая; - речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают ...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речев...

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...