Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам В.Стародумова»
план-конспект занятия по развитию речи
Создание условий для развития интереса детей к сказкам В.Стародумова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_skazkam_v.starodumova.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида»
Иркутский район, с.Пивовариха, ул. Дачная 12 «А», «В»
тел.: (3952) 698483 e-mail: dopivovar@mail.ru
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема:
«Путешествие по сказкам В.Стародумова»
Выполнила Червоний Ю.А.
Место проведения:
Пивоваровский детский сад
Общеразвивающего вида
Группа «Малинка»
Иркутский район с. Пивовариха
2022
МДОУ ИРМО Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатели и дети старшей группы.
Возраст: 5-6 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Создание условий для развития интереса детей к сказкам В.Стародумова.
Задачи:
Образовательные: Обобщить знание детьми сказок и их названий, учить узнавать сказку по иллюстрациям. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, доброту, умение работать сообща, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование:
Макеты деревьев, макет Дед Тяпа, палочка, корзинка с разрезными картинками, игрушка-заяц, модель для составления загадки, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; поощрения; рассказ педагога, узнай сказку, демонстрация, рассматривание иллюстраций, решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (физминутка), метод рефлексии.
Предварительная работа: чтение сказок В. Стародумова, рассматривание иллюстраций к ним, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Узнай, из какой сказки герой», «Подбери герою нужный предмет»
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятия: 25 мин.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
(Звучит музыка) А сейчас я приглашаю вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка - это волшебный мир, сказка – это чудо, сказка – это занимательный рассказ, приключения.
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное, становится доступным, нереальное - реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями. Как называются такие сказки? (Народные) А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
К сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди. (Повторяем вместе с детьми)
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Но сказки эти не народные. Их автором является В.П. Стародумов. Значит они …(Ответ детей авторские).
Рассматривание портрета писателя.
Рассказ воспитателя:
Василий Панелемонович Стародумов – наш земляк. Родился он 26 декабря 1907 г. в семье слесаря-железнодорожника на станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный).
Во 2-м Иркутске многие до сих пор помнят бородатого дедушку с добрыми глазами – Василия Пантелеймоновича Стародумова. Этот талантливый сибиряк был актером, прекрасно рисовал, писал стихи, пародии, романы и, конечно же, байкальские сказки.
Все сказки Василия Стародумова о нашей сибирской природе, о животных, о людях добрых и злых, о быте и обычаях бурятского народа. Не случайно взрослые и дети любят эти сказки, ведь в них живут доброта, труд, красота и любовь.
Ребята, вы обратили внимание, что гости наши пришли не с пустыми руками? (Гости показывают картинки).
Так вот, для того, чтобы попасть в волшебную стану сказок, нам надо отгадать по картинкам название сказок. Давайте вспомним, какие сказки В.П. Стародумова мы с вами уже читали. Посмотрите на картинки и назовите сказки, к которым они относятся.
- Кот ученый и Нерпа. 2. Невпопад. 3. О чем плакал зайчонок. 4. Кость раздора. 5. Дед Тяпа и веники банные.)
Воспитатель. (Берет веник и разметает дорогу. Выводит детей на волшебную полянку) Ребята, перед нами волшебная поляна, тишина кругом стоит. - Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? (Береза.) Из какой оно сказки? (Дед Тяпа и веники банные) Вот и дед Тяпа появился. Очень хочется ему вместе с нами отправиться в путешествие. Возьмем его с собой?
Дети: Да. Конечно.
Воспитатель: А как вы думаете, какого зверя мы встретим на этой полянке?
Дети: Зайца.
Воспитатель: В какой сказке Василия Стародумова мы встечались с зайцем? («Невпопад», «О чем плакал зайчонок») …..
Какой заяц в этой сказке? Как его можно охарактеризовать?
Ответы детей: маленький, плачущий, находчивый
Воспитатель: Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и заяц, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением (антонимы).
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Богатый - бедный
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Новый – старый
Правдивый - лживый
Друг-враг
Воспитатель: Молодцы ребята, много слов разных знаете.
А, что на полянке стоит?
Стоит корзинка. Обычная коробка.
Но мы же в сказочном путешествии.
Поэтому все загадочно.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(В коробочке разрезные картинки)
Воспитатель: Ребята, соберете картинки из частей? Становитесь по парам. (Дети собирают картинки из частей) Давайте рассмотрим их (Березовый веник, Кот ученый, Зайчонок (плачущий), Мальчик и девочка, Заяц) В какой сказке встречается березовый веник?
Дети: Дед Тяпа и веники банные.
Воспитатель: В какой сказке встречается Кот ученый?
Дети: Кот ученый и Нерпа.
Воспитатель: В какой сказке встречается Зайчонок?
Дети: О чем плакал Зайчонок, Невпопад
Воспитатель: В какой сказке встречаются Мальчик и Девочка?
Дети: Кость раздора
Воспитатель: Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо - плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
Дети: В банном венике хорошо то, что им можно попариться в бане, а плохо то, что, если им сильно хлопать, может быть больно.
Дети – очень милые и славные, но плохо, когда они капризничают.
Заяц – милое пушистое животное, плохо – могут нанести вред сельскому хозяйству (поедают морковку) и деревьям (обдирают кору).
Воспитатель: Ребята, встаем на ножки и немного отдохнем. Мы будем выполнять движения под слова стихотворения «Встреча» (автор Анатолий Горбунов. Наш земляк.):
По Байкалу стук да скок
Мой рыбацкий посох. (Ударяем кулачком о противоположную ладошку)
У отдушины белек
Спрятался в торосах. (Закрываем лицо ладошками)
Нерпа замерла на льду, (Разводим руки в стороны)
Солнце держит в ластах. (Поднимаем руки вверх)
Я отважно подойду (Шагаем на месте)
И скажу ей: - Здравствуй! (Протягиваем руку вперед)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо размялись.
А сейчас, давайте попробуем сочинить сказку. Перед вами картинки из разных сказок В. Стародумова. Мы с вами знаем некоторые из них, а я хочу предложить вам придумать собственную сказку с теми персонажами, которые нарисованы на картинках. Сначала начну я, а вы будете придумывать сказку дальше.
Д/И «Салат из сказок» (Объяснить суть игры: Предлагаю детям назвать сказки. Записываем название в 1 столбик, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3столбик – место действия в данной сказке. Затем предложить детям объединить персонажей в одну сказку).
Полянка = Кот = дети = Байкал = Заяц = остров Ольхон.
Воспитатель: В ясный солнечный день на лесной (ПОЛЯНКЕ)
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог там появиться?
Дети: Кот
Воспитатель: Кто мог кота потерять?
Дети: Дети (Мальчик и девочка)
Воспитатель: А где они жили?
Дети: На Байкале.
Воспитатель: Байкал озеро большое, и вода в нем кристально чистая, поэтому рыбка в озере очень вкусная. Кот часто ходил к озеру, чтоб полакомиться рыбкой (омуль).
И вот в один прекрасный день батюшка Байкал призадумался: почему кот ловит рыбу, а не мышей. Договорился Байкал с ветрами, чтобы они подули сильнее и нагнали волну и припугнули кота. Ветра-шалунишки не рассчитали своей силы и волны получились очень большие. До такой степени большие, что кота унесло этой волной на середину озера. Коты, как известно, не очень хорошие пловцы, поэтому наш котяра сильно испугался, начал тонуть и отчаянно звать на помощь. И, как вы думаете, кто помог коту?
Дети: Заяц
Воспитатель: Конечно же Заяц, который жил на острове Ольхон. Заяц услышал крик тонущего кота, запрыгнул в свою лодку и пришел на помощь утопающему.
Он спас кота. Отвез его в свою избушку. Обогрел. Напоил горячим молоком и помог коту добраться до лесной полянки, где его и нашли расстроенные дети. Все очень обрадовались встрече. Кот с тех пор перестал есть рыбу, а стал ловить только мышей.
Воспитатель: А теперь, давайте расскажем всю сказку, которую мы только что придумали. Кто хочет?
В ясный солнечный день на лесной полянке появился кот. Жил этот кот в обычной семье, где были дети. Мальчик и девочка. Дети были очень дружными. По-другому и быть не могло. Ведь жила эта семья на берегу уникального озера Байкал. Байкал озеро большое, и вода в нем кристально чистая, поэтому рыбка в озере очень вкусная. Кот часто ходил к озеру, чтоб полакомиться рыбкой (омуль).
И вот в один прекрасный день батюшка Байкал призадумался: почему кот ловит рыбу, а не мышей. Договорился Байкал с ветрами, чтобы они подули сильнее и нагнали волну и напугали кота. Ветра-шалунишки не рассчитали своей силы и волны получились очень большие. До такой степени большие, что кота унесло волной на середину озера. Коты, как известно, не очень хорошие пловцы, поэтому наш котяра сильно испугался, начал тонуть и отчаянно звать на помощь.
Посреди Байкала есть остров Ольхон. Именно здесь и жил заяц Косик. Заяц услышал крик тонущего кота, запрыгнул в свою лодку и спас кота. Косик доставил его в свою избушку. Обогрел. Напоил горячим молоком и помог коту добраться до лесной полянки, где его и нашли расстроенные дети. Все очень обрадовались встрече. Кот с тех пор не есть рыбу, а ловит только мышей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите, наша гостья улыбнулась, значит, ей понравилась придуманная сказка.
Гости: Молодцы, ребята. Сказки вы знаете, картинки собирать умеете.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось? Что показалось трудным? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок В. Стародумова. А нам пора возвращаться в детский сад и попрощаться с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе:"Путешествие в сказку".
Цель: упражнять детей в умении пересказывать художественные произведения при помощи моделирования; развитие у детей речевого творчества.Задачи: речевое развитие- обогащение речевого словаря; развитие ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского».
Программное содержание:1) Учить детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Р...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие по сказкам»Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:1. Учить узнавать детей знакомые русские народные...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"...