Конспект занятия по речевому развитию "Весенняя капель"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия  по речевому развитию "Весенняя капель" ,  подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Тухфатуллина Лейсан Хайдаровна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Весенняя капель».

Программное содержание: создать положительный настрой к занятию. Уточнить и расширять словарь по теме «Весна». Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам),  умение делить слова на слоги. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и двигательную активность.

Оборудование: мольберт, предметные картинки, картинки таблицы, конверт.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель вместе с детьми стоят около стульчиков.

Воспитатель: - Я сегодня, когда пришла в детский сад мне почтальон передал конверт. Написано, что детскому саду «Улыбка» группе «Пчелка». Когда я стала смотреть от кого же письмо, адресат:  «Сказка», а отправил его Волшебник.  И я решила вас дождаться, чтобы вместе открыть это письмо. (воспитатель открывает письмо и достает лист бумаги). Вы хотите послушать, что там написано?

Дети: - Да, хотим.

Воспитатель: - Тогда садитесь на свои места (дети садятся на свои места)

Основная часть

«Жили – были 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Жили они дружно и все по очереди правили всем миром. Три месяца зимы, три месяца весны, три месяца лето и три месяца осени. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали топить печи, чтобы немного согреться. Забеспокоились осень и лето. А весна сказала: «Не печальтесь у меня есть чудо, которое может победить холод».

Воспитатель: - Ребята, больше почему-то ничего не написано. А какое время года сейчас? (ответы детей). А какой месяц? (ответы детей). Да ребята, сейчас последний месяц зимы- февраль. До конца зимы осталось всего 2 недели. Ребята, я думаю нам волшебник не просто так прислал нам это письмо, ему нужна наша помочь,  нужны наши знания. Посмотрите  в конверте есть еще картинки и их очень много. (воспитатель показывает конверт с заданиями ). Мне кажется волшебник прислал нам  задания, чтобы мы помогли весне помочь победить холод.  Ребята попробуем помочь Волшебнику?

Первое задание. Посмотрите на мольберт: здесь картинки с изображением костер, лампочка и солнышко. (карточки с изображениями). Как вы считаете, что может помощь весне победить холод. (ответы детей)

Воспитатель: - Действительно, солнце самое большое и самое чудо на свете. А сейчас скажите, пожалуйста, солнце желтое, как что? (ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас скажите солнце круглое, как что? (ответы детей)

Воспитатель: - Солнце ласковое? Как вы считаете?

Дети: - да, оно ласковое.

Воспитатель: - Солнце ласковое, как что или кто? (ответы детей)

Воспитатель: - Солнце теплое, горящее , как что? (ответы детей)

Воспитатель: - Солнце веселое, как что или кто? (ответы детей)

Воспитатель: - Хорошо, ребята. Молодцы! Солнце весной начинает пригревать и ярче светить. У нас в конверте есть картинка, это даже таблица. Что вы можете сказать на эту таблицу? (дети составляют предложения по таблице)

Воспитатель: - Да, все правильно вы ответили. Сначала солнце начинает греть. И что из этого происходить? Снег начинает таять, снег становиться серым, грязным. Снег тает и  появляются сосульки. Появляются лужи, а лужи сливаются в ручейки, на земле появляются проталинки. А в проталинках появляются первые цветы. Подснежники, ландыши, медуница, одуванчики. И появляются первые насекомые. Какие насекомые вы знаете?

Воспитатель: - Когда появляются первые насекомые, кто же рад их появлению? А как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются .  

Дети: - Перелетные птицы.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А в конверте еще и загадку вижу.

Ты узнаешь сразу: черноклювый, герноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит

Верный страж и друг полей

Первый вестник теплых дней. (Грач)

Дети: - Грач.

Воспитатель: -Да ребята, молодцы! Это грач. Действительно, грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: «Грач на дворе - весна на дворе». Данное прозвище птица получила потому, что могут ходить по проталинкам и собирать семена, оттаявшие из-под снега, первых насекомых.

Каких еще перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Как же вы много перелетных птиц знаете? А давайте посмотрим какие задания еще есть в конверте. (воспитатель достает следующее задание).  А сейчас давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Нужно назвать лишнюю птицу и объяснить, почему именно она.

Ласточка, грач, скрорец, воробей. (воробей – зимующая птица)

Сова, аист, голубь, снегирь. (аист – перелетная птица)

Грач, синица, ласточка, кукушка. (синица  - зимующая птица)

Голубь, лебедь, цапля, журавль. (голубь-зимующая птица)

Воспитатель: - Давайте мы сейчас немного по двигаемся.

Физминутка

(дети выполняют движения за воспитателем)

Солнышко, солнышко (идут по кругу)

Золотое донышко

Гори, гори ясно (руки вверх по очереди)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (машут руками внизу)

Прилетели сто грачей, («летят», как птицы)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

- Ребята садимся на свои стульчики. А в конверте еще одна загадка и игра есть. Попробуем отгадать.  

Тает снежок

Ожил лужок

Когда это бывает? (весной)

Дети: -Весной.

Воспитатель: - Сейчас поиграем в игру, которая называется «Подбери слово». Я буду называть вопрос, а должны отвечать на вопрос полным предложением и называть признак.

Весна какая? (ответы детей)

Солнце какое? (ответы детей)

Небо какое? (ответы детей)

Сосульки какие? (ответы детей)

Весной снег какой? (ответы детей)

Ручей какой? (ответы детей).

- Молодцы! И с этим заданием справились.  А какие месяцы в календаре отводятся весне? (ответы детей)

А сейчас послушайте, как называли месяцы весны в народе.

«Март капельник, протальник»

Почему так называли? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Капают капли  и проталины появляются.

«Апрель- это водолей».

Почему так называли? (ответы детей)

Потому, что везде лужи и текут ручейки.

«Май – травень, цветень. (ответы детей)

Потому, что появляется трава и первые цветы.

 - Весна – это пробуждение природы. Сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Капельки». (на мольберте рисунки туч с каплями.) Я буду показывать картинку и называть слово, а вы должны разделить слово на слоги, сколько слогов получиться и прикрепляем рядом с той тучей, в которой соответствующее число капель.

Ручей (2слога)

Капля (2слога)

Лужа (2 слога)

Гусь (1слог)

Солнышко (3слога)

Туча (2слога)

Дерево (3слога)

Сосульки (3слога)

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята, что же вам трудно было сегодня на нашем занятие? (ответы детей). А что больше всего понравилось, запомнилось? (ответы детей).

- Ребята, мне  очень понравилось с вами заниматься . Вы большие молодцы! Вот мы с вами все задания выполнили, который нам волшебник прислал. Сейчас я все выполненные задания положу в новый конверт  и подпишу его. И когда пойду домой. По пути зайду в почтовое отделение и отправлю письмо Волшебнику. Надеюсь весне эти задания помогут  преодолеть зиму.

     

 «Жили – были 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Жили они дружно и все по очереди правили всем миром. Три месяца зимы, три месяца весны, три месяца лето и три месяца осени. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали топить печи, чтобы немного согреться. Забеспокоились осень и лето. А весна сказала: «Не печальтесь у меня есть чудо, которое может победить холод».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Весенняя капель"

Дети первой младшей группы, рисование пальчиками капель вертикально.Закрепление сверху - вниз.Проведена предварительная работа во время прогулки, наблюдение за сосульками на крышах здания.Занятие зака...

Конспект занятия "За окошком звенят капели"

Данное занитие  формирует  у детей умение пользоваться палитрой, акварельными красками для создания картины ранней весны....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

конспект занятия по Развитию речи "Капель"

Тема «Капель»Ознакомление с природными явлениями...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...