"Путешествие в страну Выдумляндию"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мартыненко Марина Дмитриевна

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vydumlyandiya.doc97 КБ
Package icon strana_vydumlyandiya2.zip1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

«Путешествие в страну Выдумляндию»

Конспект организованной образовательной деятельности

  по образовательной области

«Речевое развитие»

   

Из опыта работы

Мартыненко М.Д.,
воспитателя

высшей  квалификационной

категории

Рубцовский район, 2022

Конспект ООД

ФИО педагога:   Мартыненко Марина Дмитриевна

Образовательная область:  «Речевое развитие»     Возрастная группа:  подготовительная

Тема занятия:  «Путешествие в страну Выдумляндию»

 Цель: Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы.

 Задачи:

Образовательные: 

- формировать понятие небылица, отметить её особенности;

- учить устанавливать простые закономерности; замечать нелогичность высказываний; умение находить в тексте небылицы;

 - упражнять в умении подбирать слова антонимы.

Развивающие:

- развивать диалогическую речь, словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных, способность самостоятельно делать умозаключения;

- развивать внимание, память, образное мышление, творческое воображение, фантазию.

Воспитательные:

- воспитывать  интерес к устному народному творчеству, к художественному жанру «Небылицы»;

- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

- воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника).

Здоровьесберегающие:

- укрепление здоровья детей;

- содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Дидактический материал и оборудование для занятия:

- рисунки: «Транспорт», «Волшебный транспорт»;

- карта Выдумляндии;

- магнитная доска;

- карточки для моделирования небылицы;

- буквы и картинки для оформления и обозначения островов;

- музыкальное сопровождение;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- ноутбук;

- бейджики с именами детей.

Интеграция:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

  1. Организационный момент, начало занятия:

Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации.

Задачи:

  1. Привлечь детей к совместной деятельности;
  2. Активизировать мыслительную деятельность детей;
  3. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности. 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Дети садятся на стульчики.

Дети  отвечают на вопросы.

Дети рассматривают изображения домов, деревьев, человечков, цветов на слайдах.

Дети соглашаются отправиться в путешествие.

Воспитатель  заходит в группу и приветствует детей.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Дмитриевна. Я приехала к Вам в гости из «Сказки». Да-да, вы не ослышались. Именно из «Сказки». Потому, что я работаю в детском саду, который называется «Сказка». И сегодня я бы хотела с вами поиграть. Вы не против?  Давайте сразу договоримся о некоторых правилах. Говорить надо по очереди, не перебивая друг друга, не выкрикивая ответы, давая возможность высказаться товарищу.

Сегодня по дороге к вам  я встретила очень веселого человечка. Это был маленький мальчик, и он очень громко смеялся… Я спросила у него: « Что тебя так развеселило?», а он мне в ответ:
«Между небом и землёй поросенок рылся,
И нечаянно хвостом к небу прицепился».
Я, конечно, ничего не поняла, а он продолжает:
«А  моя сестрица – такая мастерица:
Решетом воду носит, топором траву косит».

И тут мы стали смеяться с ним вместе.
А что это вы смеётесь, вам тоже смешно? А почему? Так не бывает? Его истории – это выдумка, то чего не бывает в настоящей жизни. И называют их небылицы.

 Я спросила у мальчика: «А  где это ты научился сочинять небылицы?»
А он мне ответил:  «На  сказочном острове  небылиц, который находится в волшебной стране Выдумляндия»

Говорят, что есть на свете 
Выдумляндия-страна,
И живут в ней только дети.
Где находится она?
За морями? За лесами?
Может даже на Луне?
Это можете вы сами,
Позже выяснить вполне
Выдумляндские детишки –
Удивительный народ,
Все они чуть-чуть врунишки:
Кто пошутит, кто приврёт.
Каждый может, без сомненья,
Вам такое рассказать,
Что у вас от удивленья, 
Станут «круглыми» глаза.
В той стране совсем нет денег,
Только фантики конфет,
Не спеша течёт там время,
И Правительства там нет.
Там  ребятки-выдумлятки
Фантазируют всегда,
Небылицы и загадки
Сочиняют без труда:
То, как мыши съели кошку…
Как загрыз лисицу гусь…
Хоть и врут они немножко,
Спорить с ними не берусь.
Есть ли Выдумляндия на карте?

Спросите вы: «В какой стороне?»

Отвечу я вам: «Фантазёрами станьте,

И сразу окажетесь в этой стране».

А ещё, ребята, этот удивительный мальчик рассказал мне, что дома  в этой стране тоже необычные, не такие  как у нас. Они там  песочные, пряничные, карамельные, вафельные, мармеладные, тыквенные, клубничные, грушевые, бумажные и т. д.

А вместо листьев на  деревьях растут леденцы, конфеты, игрушки, грибы… А вместо цветов цветут…бабочки.

А кто живёт  в этой стране? Как вы думаете? (гномы, великаны, феи, эльфы, тролли, а ещё всевозможные выдуманные человечки).

И  здесь каждый день идут разные дожди (витаминные, грибные, из воздушных шариков и т.д.). А вот и дождь пошёл. Какой он, ребята?  - грибной. Вот такая она удивительная, эта страна Выдумляндия! И представляете себе, у меня есть карта Выдумляндии. Вот она…Её мне подарил этот весёлый мальчик. Но подарил с одним условием: я пообещала ему, что если мы с вами  отправимся в путешествие по карте, то на каждой остановке будем выполнять упражнение для сохранения и укрепления здоровья (потому что сейчас очень много деток имеют проблемы со здоровьем). Вы мне поможете, ребята? Согласны вы со мной попутешествовать?

Установление эмоционального контакта

Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.

 

Помещение группы оформлено соответствующими картинками.

Педагог показывает карту и предлагает отправиться в путешествие в страну Выдумляндию

2. Основная часть занятия.

Цель: Закреплять знания детей о литературном жанре – небылицы.

Задачи:

  1. Расширять познавательный интерес.
  2. Развивать связную  речь.
  3. Познакомить с кинезеологическими  упражнениями «Ухо-нос» и «Кулак-ребро-ладонь».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети знакомятся с картой, рассказывают, что видят на ней.

Дети отвечают на вопрос

Дети придумывают слова

Рассуждения детей.

Включается музыка, дети свободно двигаются по группе.
Дети проходят к участку группы, стилизованному под остров Небылиц.

Дети выполняют упражнение «Ухо-нос».

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Отвечают на вопросы воспитателя.

Прослушав отрывок, дети называют небылицы, которые заметили.

Дети отвечают на вопросы и переставляют слова в стихотворении так, чтобы превратить небылицу в быль.

Дети выполняют дыхательные упражнения.

Дети играют в игру «Доскажи словечко»

Дети играют в игру «Наоборот»

Дети под музыку повторяют танцевальные движения за воспитателем.

Дети проходят и садятся на стулья.

Дети слушают воспитателя.

Ответы детей

Дети соглашаются.

Ответы детей.

Дети читают стихотворение вместе.

Дети слушают воспитателя.

Дети проговаривают небылицы.

Дети повторяют за воспитателем упражнения для глаз ( по Аветисову).

Движения глаз вверх – вниз.

Движения глаз вправо – влево.

Ребята, посмотрите на карту, что вы видите здесь? Да, здесь есть разные острова, города, реки и леса. Вот, посмотрите, на нашем пути речка Соединялка. Чтобы попасть в Выдумляндию, нам надо её преодолеть. Ребята, а на чем можно путешествовать по реке? Но в Выдумляндию можно отправиться только на выдуманном транспорте.  Сейчас мы будем  придумывать транспорт, а для этого соединим два разных названия  в одно слово.. Например: машина и мотоцикл - мотошина, автомобиль и  самолёт - автолёт, вертолёт и машина - вертошина, автомобиль и велосипед - автопед)
Внимательно послушайте слова. Попробуйте проговорить и придумать новое слово.  
Молодцы, как здорово у вас получается. Но я предлагаю нам реку переплыть на вертолодке (показывает картинку) и дальше поехать на самошине (показывает картинку) и мы отправляемся в путь.

Первая остановка – остров Небылиц.

Вот мы с вами, ребята, попали на остров Небылиц.

Для начала мы с вами сдержим обещание и выполним кинезиологическое упражнение, которое называется «Ухо – нос».

 Дети, теперь самый сложный вопрос, сначала подумайте, а потом ответьте. Что же такое небылица? (маленькое стихотворение, где все перепутано и перевернуто, говориться о том, чего не бывает в жизни).

К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла
Свечи с огоньками!

Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело -
Лето красное пришло!

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

 А вот ещё одна весёлая история:

Есть сладкое слово — ракета, 
Есть быстрое слово — конфета. 
Есть кислое слово — вагон, 
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик, 
Есть слово промокшее — ежик. 
Есть книжное слово — синица, 
И крылатое слово  — страница. 
Есть слово веселое — снег, 
Есть слово холодное — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята. 
Фантазия  моя виновата. 
Ошибка в стихах не пустяк, 
Правильно сказать вот так:

Ребята, вы же заметили ошибки в стихотворении? Поможете мне их исправить?


Теперь на «самошине» мы с вами перебираемся на остров «Наоборот».

Новый остров – новое упражнение. Сейчас мы с вами потренируем наши лёгкие. Вы все когда-нибудь пробовали задувать свечу. Представьте, что перед вами стоит одна большая свеча. Нам нужно задуть её одним дыхательным движением.  А теперь представьте, что вместо одной перед вами поставили 5 маленьких свечей и их нужно быстро задуть. Мы совершаем 5 коротких прерывистых выдохов.

Молодцы! Все справились.
Нам с вами  пришел черед,
Сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты - нашел.

А теперь поиграем.
Я бросаю вам мячик, называю слово, а вы говорите слово с противоположным значением. (Плохой, легкий, тихо, горячо, медленно, день, сухой, начало, высокий, длинный, широкий, быстро, трусливый, толстый, твёрдый)
Мы
 снова садимся в вертолодку, перелетаем речку и оказываемся  на острове  Сочинялка.

На этом острове мы с вами потанцуем. Это тоже своего рода упражнение. Только танец будет не простой, а с ускорением.

Все жители этого острова только и делают, что сочиняют невероятные истории. Например такие:

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток)

Борщ готовит из (камней)

Пироги печет из (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может (вред, бед)

Интересная история? Смешная? Весёлая? Вот только я опять забыла, как же называется одним словом то, что путают, чего не бывает на самом деле?

Может, и мы с вами попробуем сочинить небылицу?
Слушайте внимательно.

Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время мыла кактус на окне.

Вот такое смешное маленькое стихотворение. Что в стихотворении  не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

А теперь мы его запишем. Но читать пока не все ещё умеют, поэтому мы запишем его с помощью отдельных букв и картинок.

Слово ехали мы обозначим «Е», слово вел – «В», слово мыл – «М», а остальные слова - соответствующими картинками. Давайте прочтем это стихотворение вместе.

 Я хочу вам предложить  это стихотворение перестроить в небылицу, т.е. сочинить новое стихотворение.

Как мы это сделаем?  

Мы так переставим слова, так перепутаем героев и их действия, чтобы получилось смешно и совсем не по-настоящему.  

Воспитатель пробует переставить местами героев (Ваня – кактус) и рассказывает получившуюся небылицу.

Затем снова переставляет картинки (окно – ремень) и просит прочитать получившуюся небылицу кого-то из детей.

«А теперь вы попробуете сами».

Педагог приглашает к доске по очереди двоих детей. Они меняют местами другие картинки (старушка – Ваня, конь – окно) и читают небылицы.

Молодцы, ребята! У вас прекрасно получилось. Вас сегодня можно назвать маленькими сочинителями.

Ребята, способом перестановки слов в обыкновенных стихотворениях можно придумать много интересных  небылиц. Я не буду убирать карточки, и после занятия  вы сможете показать их остальным ребятам из вашей группы, и каждый попробует сочинить  свою небылицу.


А сейчас нас ждут жители последнего «Чудо - острова».

Упражнение на этом острове поможет нашим глазкам быть всегда здоровыми. Мы с вами выполним зрительную гимнастику.

Что же мы с вами  можем увидеть на «Чудо острове»?

Превосходная картина:

В небе страусы парят,

Спят под пальмой два пингвина,

Ест пантера виноград,

Кенгуру гоняет мячик,

Лось из Нила воду пьет,

Белый медведь  на зебре скачет,

На дубу  сидит  енот.

Однажды здесь в июле,

В чудесный летний денек,

Вдруг выпал такой холодный

оранжевый снег на лужок

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка

И бабочки гнезда из прутиков вили

и в сети зеленое солнце ловили

Залаяли птицы, запели собаки.

Я вас уверяю, что это не враки

Зажмурив глаза, мы ляжем в траву

И все чудеса будут как  наяву.

Вот такие чудеса происходят на «Чудо – острове»...

Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена карта.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает.

Воспитатель показывает картинки.

Воспитатель хвалит детей и предлагает им присесть и послушать.

Воспитатель читает небылицу как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал.

Педагог рассказывает стихотворение.

Педагог зачитывает начало строки, дети проговаривают правильное окончание строки.

Воспитатель ведёт детей на остров «Наоборот»

Воспитатель показывает детям, как правильно выполнять упражнения.

Педагог играет с детьми.

Педагог направляет детей к острову Сочинялка.

Включается аудиозапись «Танец с ускорением».

Воспитатель показывает детям движения.

Педагог предлагает детям присесть за столы.

Воспитатель читает небылицу.

Воспитатель рассказывает небылицу, задаёт детям вопросы .

На магнитную доску вывешиваются картинки и буквы

(составляется небылица).

На доске меняются местами картинки.

Ехал кактус на коне,

Вел собачку  на ремне,

А старушка  в это время

Мыла Ваню на окне.

Ехал кактус на коне,

Вел собачку  на окне,

А старушка  в это время

Мыла Ваню на ремне и т.д.

Педагог приглашает детей на «Чудо – остров»

В помещении группы развешены зрительные ориентиры ( по Аветисову).

В группе развешены  картинки, на которых изображены герои стихотворения.

Показываю новый слайд:

3. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итогов занятия.

Задача: Учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответы детей

Дети фотографируются с воспитателем.

Ребята, спасибо вам большое за сегодняшнее приключение. Мне было приятно с вами совершить путешествие в удивительную страну Выдумляндию. А чтобы убедиться в том, что вы самые внимательные, самые сообразительные и способные, я бы хотела попросить вас нарисовать те небылицы, которые вам больше всего запомнились на «Чудо – острове». Я оставлю вам адрес нашего детского сада (электронный и почтовый) и вы свои рисунки нам вышлите. Хорошо? Вы согласны?

А вам в   память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить замечательную книгу и предлагаю

 нам всем вместе сфотографироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с детьми средней группы "Путешествие в страну Выдумляндию"

Цель: развивать воображение, способность к анализу, синтезу, комбинированию.Ход: рассказать вам маленькую историю?...

Открытое занятие с детьми средней группы. Путешествие в страну Выдумляндию.

Цель: развивать воображение, способность к анализу, синтезу, комбинированию.Ход: рассказать вам маленькую историю?...

«Сочинение сказок – истоки качества связной речи дошкольников. Волшебная страна Выдумляндия»

Работа содержит несколько авторских способов сочинения сказок....

Квест с родителями «Путешествие в страну Выдумляндию»

Родителям нравится нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Квест является таковым....

Страна Выдумляндия.

Страна Выдумляндия (обмен опытом). Вечер сказки.Предварительная работа: придумать с детьми сказку, поставить спектакль.Цель: развивать у детей фантазию, речь, желание участвовать в представлениях...

«Путешествие в страну Выдумляндию» ОО «Познавательное развитие» ОО «Речевое развитие»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка  - детский сад №27 «Росинка»Ступинского муниципального района(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка&r...