Конспект НОД по развитию речи в группе №12. «Обучение пересказу с использованием технологии мнемотехника»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, умение связно выражать свои мысли; развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое воображение, фантазию; воспитывать положительные качества - честность и смелость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_gruppe.docx | 382.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в группе №12.
«Обучение пересказу с использованием технологии мнемотехника»
Тема: пересказ рассказа Н. Носова «Леденец».
Цель: формировать умение пересказывать с опорой на составленную мнемотаблицу.
Задачи: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, умение связно выражать свои мысли; развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое воображение, фантазию; воспитывать положительные качества - честность и смелость.
Словарная работа: леденец, буфет сахарница.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
На ковре:
Настроение у нас отличное,
А улыбка - дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам уже заниматься пора.
Восп. Сегодня я прочитаю вам рассказ, но сначала вы отгадаете его название. А название кроется в отгадке того, что я вам прочитаю:
Голова на тонкой ножке,
Вкусный он и сладкий.
Полижи его немножко –
И конец загадке!
Только палочка осталась
От загадки под конец,
Потому что кто-то скушал
Вкусный, сладкий … (леденец!)
II. Основная часть:
1. – Итак, я прочитаю вам рассказ Николая Носова «Леденец»
Чтение рассказа. На доске портрет писателя.
Мама уходила из дому и сказала Мише:
— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:
«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».
А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает.
Открыл крышку, а там что-то красное сверху.
— Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.
Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.
— Ого, — говорит, — большущий! И сладкий, должно быть.
Миша лизнул его и думает: «Пососу немножко и положу обратно».
И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много.
Наконец леденец стал совсем тоненький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу.
Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: «Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю».
Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол! Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.
Миша перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница, разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.
Наконец мама приходит:
— Ну, как ты себя вёл?
— Хорошо.
— Вот умница! Получай леденец.
Мама открыла буфет, взяла сахарницу… Ах!.. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.
— Что же это такое? Кто сахарницу разбил?
— Это не я. Это она сама…
— Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?
— Леденец… леденец… Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот…
2. Беседа по содержанию.
- А как по-другому можно сказать «леденец»?
Ответы детей: конфета, чупа-чупс, сосательная конфета, карамелька
- Ребята, а что такое сахарница? (посуда для сахара)
-А какой бывает сахар? (сахар -песок, кусковой)
-А какой был в сахарнице у Миши? Почему? (Кусковой, потому что его легко удалось собрать)
-А какое еще необычное слово вы услышали в рассказе? (буфет)
- Что такое буфет? (шкаф для посуды)
- Как зовут главного героя рассказа? (Миша)
-Что сказала ему мама перед уходом? (Веди себя хорошо. За это я подарю тебе большой красный леденец)
- Что делал Миша сначала, когда ушла мама? (Не шалил и ничего не трогал)
- А потом? Куда подошел Миша? (к буфету) Что он сделал? (поставил табурет, открыл дверцы и просто смотрел)
- Что Миша увидел в буфете? (сахарницу)
- Что было в сахарнице? (леденец)
- Что Миша стал делать? (облизывать леденец)
- Он его сразу хотел съесть? (нет, он хотел немножко пососать его и положить обратно)
- А получилось ли у Миши так сделать? (нет, леденец стал совсем тоненький, а потом он его и вовсе доел)
- А что же случилось потом? (Миша хотел поставить сахарницу на место, но она прилипла к рукам, упала и разбилась)
- На сколько частей разбилась сахарница? (на две)
- Мальчик испугался? (да, он думал: «Что же теперь мама скажет?»)
- Как поступил Миша? (соединил половинки, чтобы было не заметно)
- Что спросила мама, когда вернулась? (как ты себя вел)
- И что же он ответил? (Хорошо)
- И что случилось потом? (мама достала сахарницу, хотела дать Мише леденец, а сахарница развалилась)
- О чем мама спросила Мишу? (Кто сахарницу разбил)
- А что ответил Миша? (Это не я. Она сама.)
- Как вы думаете, Миша заслужил леденец?
- Почему? (обманул маму, не послушал ее)
- Как вы думаете, чем мог бы заняться Миша пока мамы не было? (порисовать, почитать, поиграть с игрушками, прибраться)
3. Физкультминутка:
Мы семья – всегда мы вместе, (шаги на месте, руки на поясе)
Нам нельзя сидеть на месте
И друг другу, если можем, (попрыгали на месте, руки на поясе)
Мы во всем всегда поможем.
Маме дружно помогаем – (руки вверх, покачали руками)
С полок пыль мы вытираем,
Потрясем половики, (потрясти руками перед собой)
Чисто вымоем полы. (руки внизу, махи вправо-влево)
Потрудились, отдохнули? (потянулись, вдох -выдох)
Сели разом за столы
И дождались тишины.
4. Показ мнемотаблицы.
Вывешивается мнемотаблица большого размера на доску, меньшего размера на столах у каждого ребёнка.
Повторное чтение рассказа воспитателем с показом мнемотаблицы.
5. – Кто сможет пересказать нам рассказ?
Рассказы детей. Сначала по три человека (начало, середина и конец) – 2 раза,
затем по одному.
III. Заключительная часть
- Какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали? Кто его автор?
- Как звали главного героя? (Миша)
- Как бы вы поступили на месте Миши? (ответы детей)
(надо быть честным, слушаться маму, иметь смелость сразу признаться)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники).
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники)....
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...
Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»
Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...
Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)
Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.Задачи:Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержание...