Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка".
консультация

Жилинская Екатерина Владимировна

     Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев

     Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

     Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем  зоны, отвечающие за речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_rebenka.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

http://stolicadetstva.com/images/text/31561b0b0b2bc57d29d675b3b5694029.jpgРоль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

     Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев

     Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

     Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем  зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

     1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
    3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
    4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
    5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
    6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
    7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
    8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 
    9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
    10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

   Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
   • Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
  • Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
  • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  • Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
  • Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не следует принуждать ребенка 
играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка 4-5 лет....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка"

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей....

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи ребенка»

-Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка-Заинтересовать проблемой-Приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи....

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр, на развитие речи ребенка"

Практикой подтверждено, уровень развития речи, напрямую зависит от тонких движений пальцев рук ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Значение пальчиковых игр на развитие речи ребенка 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему:«Значение пальчиковых игр  на развитие речи ребенка 2-3 лет»...