Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка"
консультация (средняя группа) по теме
Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
С. В. Семенникова МБДОУ
Детский сад №4 «Березка»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость. Умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т. п. пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.
Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.
Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки; можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п.
Несколько простых рекомендаций по проведению игр:
- Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
- Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
- Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
- Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин., с детьми 3-4 лет – 15 мин., с 5-6 лет – 25 минут.
- Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
- Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.
Предлагаем вам несколько пальчиковых игр для занятия с ребенком дома.
Ледоход В эту игру хорошо играть вдвоем – втроем. | |
Треск и грохот там и тут - Льды по реченьке плывут. Натыкаются, теснятся, Друг на дружку льды ложатся. Бух - бум, бух - бум – Вот так грохот, вот так шум! | Ладони рук (льдины) движутся параллельно полу. Ладони рук ребрами сталкивать друг с другом, продолжая движение. Ладони рук медленно наползают друг на друга, продолжая движение параллельно столу. Ладони рук снова ребрами сталкивать друг с другом. |
Наперсток | |
Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей, А колоться ты не смей! | Левая ладонь раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; шьет и задевает кончик указательного пальца левой руки. Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток. «Шьют» Грозят указательным пальцем левой руки. |
Гусеничка | |
Рано гусеничка встала, Потянулась, позевала. Раз, два, три, четыре, пять – Вышла в сад она гулять. На травинку заползала И немножечко устала. Раз, два, три, четыре, пять – Захотелось ей поспать. Улеглась под одеяло, Снов увидела немало. А когда пора настала, Бабочкой красивой стала! | Рука сжата в кулак (гусеница спит). Указательный и большой пальцы выпрямить и подушечками поставить на стол (гусеница встала), остальные пальцы прижаты к ладони. Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе (гусеница тянется). Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе (гусеница ползет). Указательный и большой пальцы (гусеницу) перемещать по карандашу (травинке). Руку сжать в кулак (гусеница спит). Кулак (гусеничку) накрыть ладонью другой руки. Локти поставить на стол, руки ладонями к себе. Руки скрестить и сцепить большие пальцы (тельце бабочки). Помахать кистями рук (крыльями бабочки). |
Ссора рыб | |
Окунь, сом, лещ, ерш, карась Обругали щуку всласть. Щука долго их терпела, А потом взяла и съела. | Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб. Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку. Мизинец пр. руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них. Пальцы пр. руки обхватывают все пальцы левой руки. |
Весна - красна | |
К нам весна – красна идет. Что с собой она несет? Таянье снегов, Капели, Звон ручьев, И птичьи трели, Сонных почек набухание И цветочков распускание. | «Шагают» пальцами по столу. Загибают пальцы на руке, перечисляя признаки весны. Одновременно разгибают все пальцы на руке. |
Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»
Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...
пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка 4-5 лет....
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка
пальчиковая гимнастика с применением русско-народных потешек и стишков...
Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"
Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует вз...
Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка....
Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик»
Консультация для родителей младших дошкольников "Развитие речи ребенка с помощью" Пальчиковых" и "Артикуляционных гимнастик"...
Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик»
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то их плот...
Комментарии
Спасибо! Очень хорошая
Спасибо! Очень хорошая консультация.Возьму на заметку своим воспитателям.