«Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»
консультация на тему
"Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_rechevoy_aktivnosti_detey_v_razlichnyh_vidah_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение речевой активности детей
в различных видах образовательной деятельности»
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).
Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусств, то есть любую деятельность, если ею руководит и её направляет взрослый.
В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т.д.
Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Некоторые речевые задачи решаются как обязательные во всех видах образовательной деятельности – это формирование умения слушать, отвечать, спрашивать, воспитание правильного темпа речи, средней силы голоса, исправление грамматических ошибок.
Не всякий программный материал может быть преподнесён путём обучения в НОД.
Например, воспитание навыков разговорной речи культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т.д., требуют естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребёнка мотивов его деятельности, большая группа словаря – бытового, природоведческого характера – прочно усваивается в действиях, в практике ребёнка (еда, умывание, выращивание растений).
В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи. Так, труд детей: хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный – эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством взаимодействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение:
- Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, повара и т.д.
- Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, просторного расположения предметов (крупный, тяжёлый, длинный, внизу, внутри и др.), термины (арка, перекрытие и др.)
- Подвижные-музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. В процессе многих игр детей знакомят с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем исполняют их самостоятельно.
- Дидактические игры применяются для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ).
- Изобразительное искусство, детская книга, праздники зрелища – важнейшие средства развития речи. Своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются в данном случае эмоции детей. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Созерцая картины, предметы прикладного искусства всегда сопровождаются у детей репликами, вопросами, высказыванием, желанием поделиться навыками, впечатлениями с товарищами, родными.
- Бытовая деятельность детей: при правильном руководстве ею воспитанием также является средством развития речи. Преимущество этого средства – естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорит со многими детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.
Итак, в распоряжении воспитателя имеется много средств повышения речевой активности детей в разных видах образовательной деятельности. Добиться хороших результатов можно лишь при условии применения этих средств в совокупности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по «Социально-коммуникативному развитию дошкольников в различных видах образовательной деятельности» «Растем патриотами»
Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем....
«Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»
quot;Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...
Презентация "Формирование гендерного воспитания старших дошкольников посредством различных видов образовательной деятельности"
В презентации представлены материалы о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, а также развитии ценностного отношения к себе, как к человеку соответсвующего пола, формиро...
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё эт...
Презентация на тему:«Развитие речевой активности в различных видах детской деятельности»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государств...
Статья « Использование речевых игр в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте».
Статья о развитии речи в разных видах деятельности дошкольников...
Создание игровой мотивации в различных видах образовательной деятельности.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели....