дополнительная образовательная программа по речевому развитию
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Анна Викторовна Данько

Данная программа расчитана на старший дошкольный возраст. В программе отражена работа по речевому развитию в трех  направлениях: словарная работа, грамматический строй речи и звуко-буквенный анализ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Звёздочка»

Утверждено:

«_____» ______________2019

Рабочая программа

По развитию речи в подготовительной группе

«Говорушки»

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

          Актуальность. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Ребенок дошкольного возраста проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи,  фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Система работы позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму, и формирует элементарные навыки культуры речи. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

     

1.2 Цели и задачи программы

  Цель — сформировать грамотную речь, которая является составной частью общей речевой культуры.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач: 

 Развитие и совершенствование лексической стороны речи;

 Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка;

 Учить пользоваться обобщающими понятиями;

 Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

  Формировать грамматический строй речи;

  Совершенствовать звуковую культуру речи, упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова).

1.3 Ожидаемые результаты

     Система работы по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.

1. Повышается культура речи, обогащается словарь. Дети владеют умением участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении, быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный), место звука в слове. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

4. Дети успешно будут усваивать программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.

1.4 Форма обучения:  подгрупповая. Занятия будут проводиться во вторник с 1 подгруппой:

Среда 2  подгруппа:

1.5.Периодичность проведения занятий: составляет 30 минут, периодичность 2 раза в неделю.  

1.6 Условия реализации программы: занятия будут проводить воспитатели подготовительной группы:

1.7  Развивающая речевая среда

   1. Развивающий центр - место для свободной деятельности детей по интересам. Содержит: материал для развития мелкой моторики, различные дидактические и развивающие математические, логические, речевые игры.

2. Центр ролевой игры. Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

3.Центр театрализованной деятельности. Большая ширма. Шкаф с масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки для различных видов театров (плоскостной, кукольный, перчаточный. пальчиковый, театр на ложках, настольный, теневой, театр картинок).

4. Центр книги. Книжный шкаф, в котором размещены художественная литература для детей русских и зарубежных авторов, сказки народов мира, России и художественная литература писателей Кузбасса. Есть наборы открыток для самостоятельного рассматривания. Стол со стульчиками для рассматривания книг.

Раздел 2. Содержание программы

2.1 Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

неделя

месяц

1.

Профессии

0.5

4

2.

Строительные профессии

0.5

3.

Сельские профессии

0.5

4.

Почта

0.5

5.

Осень

0.5

4

6.

Перелётные птицы.   Подготовка к отлёту

0.5

7.

Лес. Ягоды. Грибы

0.5

8.

Сад. Труд взрослых   в садах

0.5

9.

Ателье

0.5

10.

Моя квартира

0.5

11.

Посуда. Мебель

0.5

4

12.

Бытовые предметы

0.5

13.

Зима

0.5

4

14.

Зимующие птицы

0.5

15.

Зимние    забавы. Праздник «Новый год»

0.5

16.

Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке»

0.5

17.

Ферма.   Домашние птицы,   животные и их детеныши

0.5

4

18.

Как     звери зимуют? Дикие    животные    зимой

0.5

19.

На Крайнем Севере. Животные Севера

0.5

20.

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам

0.5

21.

Транспорт. Правила дорожного движения

0.5

4

22.

Военные профессии

0.5

23.

День защитников   Отечества

0.5

24.

Составление описательного рассказа «Кто защищает мою Родину»

0.5

25.

Ранняя  весна

0.5

4

26.

Весна

0.5

27.

Космос

0.5

28.

Библиотека

0.5

29.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

0.5

4

30.

День Победы

0.5

31.

Описание пейзажной картины

0.5

32.

Составление рассказа на тему «Если бы мы были художниками»

0.5

Всего:

16

32

2.2 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Лексика

Развитие грамматического строя речи

Обучение связной речи

1

2

3

4

5

1

Профессии.

Уточнить    названия профессий работников детского сада. Знать имена, отчества  работников   детского    сада.    Учить подбирать синонимы

Учить детей составлять трёхсловное предложение. Учить строить фразу по опорной схеме

Учить составлять рассказ по картине «Повар»

2

Сад.      Труд взрослых   в садах

Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев. Учить подбирать родственные слова

Упражнять в употреблении формы винительного падежа. Учить образовывать относительные прилагательные.   Учить   согласовывать числительные с существительными. Упражнять в образовании    множественного    числа существительных.   Учить  согласовывать притяжательные местоимения    с    существительными. Учить   составлять   сложносочиненные предложения с союзом а

Учить составлять рассказ по сюжетной картине «В саду»

3

Лес.   Ягоды. Грибы

Упражнять в дифференциации деревьев и лесов.  Закрепить профессию   человека-леса - лесничего. Учить подбирать родственные   слова.

Учить составлять предложения с именами существительными в ед. числе с предлогами в, на; отвечать на вопрос куда? где?».

Учить пересказывать текст «В лесу» с опорой на предметные картинки

4

Осень

Закрепить название осенних       месяцев; характерные     признаки осени;  понятия сезонная одежда,   сезонная  обувь, головные уборы

Учить       образовывать       относительные   прилагательные;   согласовывать существительные  с числительными; составлять предложения со словами, обозначающими   признаки   действия.   Упражнять в образовании глаголов с приставками

Учить пересказывать рассказ «Осень» близко к тексту

5

Перелётные птицы.   Подготовка к отлёту

Закрепить   названия перелетных птиц и обобщающее слово

Учить   употреблять  родительный падеж   имен  существительных  в единственном   и   множественном числе; в сочетании с количественными числительными. Учить согласовывать   существительные   с числительными в форме дательного падежа

Учить      пересказывать   рассказ   «Ласточка» по плану

6

Составление рассказа «Моя любимая игрушка» (стр.165 О.С.Ушакова)

Познакомить с русскими     народными игрушками.    Закрепить название материала,   из   которого сделаны     игрушки. Познакомить   с   народными умельцами

Рассказывать связно, полно и выразительно, четко вытраивать композицию рассказа

Учить      составлять описательный    рассказ о русской народной игрушке

7

Инструменты

Закрепить и расширить знания об инструментах, используемых    представителями разных профессий,   и  действиях,   выполняемых  с помощью   этих   инструментов

Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже

 Учить      составлять описательный    рассказ по плану

8

Ателье

Закрепить   название профессий

Учить согласовывать числительные с существительными в творительном падеже. Учить образовывать относительные прилагательные

Учить       составлять рассказ  по  картине «Портниха»

9

Стройка

Познакомить с профессиями    строителей.   Учить   подбирать    к    предмету действия

Учить  согласовывать  существительные с глаголами в роде и числе

Учить       составлять рассказ     на     тему «Кем    ты    хочешь быть?»

10

Моя квартира

Закреплять знания детей о предметах быта и их назначении

Учить составлять предложения с предлогами через и между

Учить      составлять рассказ   по   собственным наблюдениям

11

Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке» (стр. 175 О.С.Ушакова)

Систематизировать знания детей о зимних видах спорта, о зимних забавах

Учить составлять предложения и отбирать для рассказ самое интересное, включать в повествование описание природы

Активизировать употребление однокоренных слов; составлять 2-3 предложения с заданными словами

12

Зима

Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы. Учить подбирать родственные слова

Учить составлять предложения с предлогом перед

Учить пересказывать  рассказы   «Зима» и «Белые мухи»

13

Зимующие птицы

Закрепить  знания  о зимующих    птицах. Объяснить,    почему зимой   нужно   подкармливать птиц

Развивать умение более точно характеризовать объект, ситуацию; излагать свои мысли.

Учить       составлять рассказ    по    серии картин «Синичка»

14

Зимние    забавы. Праздник «Новый год»

Закрепить   названия зимних игр, зимнего спортивного   инвентаря

Учить пересказывать   рассказ «Ёлка»

15

Ферма.   Домашние птицы,   животные и их детеныши

Уточнить и обобщить знания  о  домашних животных и птицах. Закрепить    название профессий. Учить подбирать синонимы

Учить образовывать притяжательные прилагательные

Учить     пересказывать рассказ «Спор животных»   по   ролям

16

Сельские профессии

Закрепить  название профессий     людей, работающих в сельском хозяйстве

Учить выделять в предложении и правильно употреблять предлог из-под,   уточнить   пространственное значение предлога

Учить составлять рассказ   по   картине «Птичница»

17

Там, где была пустыня

Активизировать   пассивный   и   активный словарь, закрепить обобщающее    слово. Познакомить с условиями жизни в пустыне

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными    в    винительном    падеже единственного и множественного числа

Учить      пересказывать рассказ «Верблюд»

18

Как     звери зимуют? Дикие    животные    зимой

Закрепить знания о том,  как  звери  зимуют   в   лесу,    их внешних признаках, повадках, где живут

Учить    образовывать    слова    с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок.    Согласовывать    количественные числительные с существительными в творительном падеже. Учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные

Учить      составлять рассказ    по    серии картин «Хитрая лиса»

19

На Крайнем Севере

Закрепить обобщающее   слово.   Познакомить с условиями жизни людей и животных Крайнего Севера

Учить согласовывать числительные с существительными

Учить составлять описательные    рассказы   о   животных Севера

20

День защитников   Отечества

Уточнить       знания детей об армии, их представления о родах  войск,  военной технике и о военных профессиях

Учить   образовывать   существительные множественного числа в родительном падеже

Учить составлять рассказ по серии картинок «Собака-санитар»

21

Транспорт. Правила дорожного движения

Систематизировать представления     детей   о   транспорте, сформировать представление   о   видах транспорта,   расширить  представление о    профессиях    на транспорте

 Упражнять в   составлении  предложений   со словами, имеющими форму только   единственного   или   только множественного числа

Учить детей подробному пересказу сказки «Как Колобок свою сестрицу догонял» с опорой на предметные картинки

22

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (стр. 188 О.С.Ушакова)

Систематизировать знания детей о животных и их детенышах

Формировать умение составлять сюжетный рассказ по картинкам, развивать способность самостоятельно придумывать сюжет

Учить составлять творческие рассказы по плану

23

Зоопарк

Активизировать словарь. Учить подбирать эпитеты

Учить составлять предложения с однородными   членами.   Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными       суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок.

Учить пересказывать рассказ «В зоопарке»

24

Ранняя  весна

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные       признаки ранней весны

Учить составлять сложные предложения,   выражающие   причину' или цель действия

 Учить   детей   пересказывать     рассказ «Пчёлки на разведке»   с    опорой    на предметные картинки

25

Почта

Уточнить словарь по теме. Учить подбирать синонимы

Уточнить пространственное значение предлога из-за, составлять с ним предложения. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

Учить составлять рассказ по серии картинок «Почта. Путешествие письма»

26

Космос

Закрепить знания  о космосе,    космонавтах

Учить употреблять в речи несклоняемые существительные. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

Учить пересказывать рассказ  «Первый космонавт»

27

Весна

Учить подбирать признаки  предмета. Закрепить характерные признаки весны

Учить составлять предложения с предлогами в сочетании с несклоняемыми существительными

Учить пересказывать рассказ «Необыкновенная весна». Учить придумывать конец рассказа

28

Библиотека

Учить       подбирать признак к предмету, родственные   слова. Расширить  и  обобщить представления детей о библиотеке, о   профессии   библиотекаря

Учить составлять предложения с названиями  предметов  среднего рода в единственном и множественном  числе  именительного  и родительного падежа.

Учить      составлять рассказ   по   сюжетной  картине   «Библиотекарь»

29

Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» (стр.97 О.С.Ушакова)

Помогать усваивать выразительные средства языка. Побуждать детей интересоваться смыслом слова

Формировать умение связно, последовательно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов

Учить подбирать по смыслу определения, слова.

30

День Победы

Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны

Учить составлять предложения с предлогами в сочетании с несклоняемыми существительными

Учить   детей   пересказывать     рассказ Л. Кассиля «Сестра»

31.

Описание пейзажной картины

Закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, поля

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже

Тренироваться в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов

32.

Составление рассказа на тему «Если бы мы были художниками»

Закреплять знания детей о художниках, о мастерской где они работают. Закреплять знания детей о видах живописи

Продолжать учить составлять коллективный рассказ - описание

Учить строить предложения со сказуемым

3. Критерии, показатели результативности освоения программы

     С целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в начале и в конце года проводится педагогическая диагностика. Для этого  используется следующие методы:

- педагогическое наблюдение;

-анализ выполнения тестовых заданий. Детям предлагается набор игровых упражнений, для определения уровня подготовки, результаты фиксируются в таблице.

В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком заданий определены три уровня их оценки: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень («В»)- ребёнок выполняет задания самостоятельно.

Средний уровень («С»)- ребёнок выполняет задание с помощью педагога.

Низкий уровень («Н»)- ребёнок не может справиться с заданием даже с помощью взрослого.

Критерии, по которым оценивается работа детей:

- решение поставленной задачи в полном объёме;

- хорошее владение приёмами работы данной возрастной группы;

- настойчивость и старательность в работе.

Диагностический контроль проводится для выявления результативности образовательного процесса. Для этого используются следующие формы:

-итоговое занятие с фиксированием результатов включённого педагогического наблюдения;

- беседы с детьми;

- мониторинг усвоения программы по специальным диагностическим методикам.

Схема обследования детей 6 -7 лет

(речевой материал усложняется в соответствии с возрастом)

Лексическая сторона речи

1. Назвать по 4-5 имён существительных по предложенным темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, птицы, ягоды, насекомые, животные, транспорт

2.Назвать части тела и части предметов по картинкам (ноги, руки, глаза, уши, живот, грудь, спинка стула, ножки стула и т.д.)

3.Назвать одним словом, обобщить предметы и объекты, изображённые на картинке: Мяч, кукла, машина-…..игрушки

Рубашка, платье, шорты -…

Стул, стол, шкаф-…

Огурец, помидор, морковь-…

Муха, комар, бабочка-…

 4.Глаголы. (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест)  Как передвигаются птицы ? (летают) Ворона каркает, а как подаёт голос кукушка ? Врач лечит, а что делает учитель?

5.Имена прилагательные.

-назвать предъявленные цвета, назвать форму.

 Состояние грамматического строя речи 

1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (стол-столы, рот-рты)

2.Употребление имён существительных в косвенных падежах (чего нет у мальчика? мяча)

3.Согласование прилагательных с существительными единственного числа (по картинкам): красный мяч, голубая бабочка).

4.Употребление предложно-падежных конструкций (Где сидит снегирь? На дереве) 5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными ( два кота, пять котов). 6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол-столик).

7.Образование названий детёнышей животных (у кошки-котёнок).

Исследование фонетической стороны речи 

1.Исследование звукослоговой структуры слова (повторить за педагогом слова разной слоговой структуры (кот, вода, стук, банка, ступенька, самолёт, погремушка). Состояние связной речи Пересказ текста из нескольких предложений, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 

4. Информационно – методическое обеспечение программы:

1. Развитие речи. Конспекты занятий. О.С.Ушакова

2. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы. Л.Е.Кыласова. Волгоград, 2008;

3. Большая книга по развитию речи. Э.М.Курицына, Л.А.Тараева, М., 2009

4. Занимательные упражнения для развития речи. И.Лопухина, М.,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

Дополнительная образовательная программа познавательно - речевой направленности «Светофорик»

№ Содержание программы:  1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………&helli...

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию «Скоро в школу» для детей 5 – 7 лет.

Дополнительная  образовательная программа  по речевому развитию  «Скоро в школу»  для детей 5 – 7 лет....

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»

       Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....

Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Словечко» в средней группе

Цель программы развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря....

Дополнительная образовательная программа позновательно - речевой направленности по обучению детей от 5 до 7 лет театрализованной деятельности "Литературная гостиная"

Целевой раздел1.1.Пояснительная записка             Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании тог...