Упражнения для развития фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Упражнения для развития фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_2.docx958.04 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа                                          у детей старшего дошкольного возраста

Развивая у детей фонематическое восприятие, т.е. умение слышать и  различать особенности звуков в устной речи через систему специальных упражнений, мы должны знать, что подготовка к обучению грамоте  предполагает обязательное формирование у детей   навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой синтез – это обратный процесс, т.е. соединение звуков в слова. Для чего нужен звуковой анализ и синтез? Он является исходным процессом при обучении, как письму, так и чтению. Таким образом, переход к школьному обучению невозможен без  формирования этих навыков. Звуковой анализ предполагает определение количества звуков в слове, их характеристика, определение  их последовательности. Если не сформировать у ребёнка умение слушать и выделять звуки в речи, переход к  этапу звукового анализа слова будет невозможен. Ребёнок никогда не услышит последовательность звуков и не соберёт из них слово. Для  формирования   навыка звукового анализа можно использовать различные игры и упражнения.

Игра «Отгадай слово»

 Взрослый с помощью картинок может зашифровать любое слово. Ребенок должен по первым звукам слов, которые нарисованы на картинке составить слово и назвать его. Предварительно называем картинки. Начинаем с односложных слов (дом, мак), постепенно усложняя и удлинняя слова. Если ребенок знает буквы, можно попросить его записать это слово и прочитать. Как вариант игры, составь слово по последним звукам.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220916_125021.jpg

Игра «Собери слово»  и «Слово рассыпалось» (игра с мячом).

 Педагог называет звуки в слове по порядку, ребёнок должен назвать слово  (кот, зубы, молоко)

При выполнении звукового анализ слова можно использовать прием моделирования, что позволяет ребёнку наглядно увидеть модель слова, посчитать количество звуков и их последовательность. Количество звуков в слове можно показывать с помощью (фишек, кружочков и т.д.).

Упражнение  «Подбери картинки к схемам»

Упражнение «Придумай слово» к заданной схеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...