План работы по самообразованию воспитателя
материал по развитию речи

Марина Николаевна Афанасьева

План по теме самообразования 

тема: "Влияние устного народного творчества в развитии речи детей  дошкольного возраста"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_samoobrazovaniya.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад  №1  г. Льгова»

План  работы по самообразованию

воспитателя

МБДОУ «Детский сад №1 г.Льгова»

Афанасьевой Марины Николаевны

Тема: "Влияние устного народного творчества в развитии речи детей с дошкольного возраста"

2018 – 2021  г.

Цель работы: 

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; 
  • объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

 

  • Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
  • Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

для воспитателя:

  • повышение уровня педагогической компетенции «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего дошкольного возраста»;
  • использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на занятиях по развитию речи и в режимных моментах;
  • разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи.

для детей:

  • умение владеть навыками грамотной и выразительной речи;
  • умение последовательно высказывать свои мысли;
  • выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.

Срок реализации: 3года

Актуальность темы.

 В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

       Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

       Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

       Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План деятельности воспитателя по теме самообразования

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационный

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Знакомство с работами других педагогов.

 Диагностический

Исследование начального уровня знаний об устном народном творчестве

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Определение начального уровня знаний и отношений детей к истокам устного народного творчества.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение .

Формирование методического комплекса.

Работа с детьми

Работа с родителями воспитанников

Работа с педагогами ДОУ

Обогащение РППС.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Отчёт о проделанной работе по теме.

Выступление на педсовете.

Содержание работы

Сроки

1.

Теоретический этап

Изучение методической литературы

Подбор  материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами

2018-2021 уч.г.

2.

Практический этап

2.1.

Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника. Роль потешек в развитии речи ребенка».

Работа с детьми:

1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности .

2)Чтение детям русских народных сказок.

3)Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам малых форм фольклора.

4) Разучивание и проговаривание потешек.

Работа с родителями:

 Папка передвижка «Роль потешки в речевом развитии дошкольников»

Работа с коллегами:

1 Семинар – практикум для воспитателей: «Использование устного народного творчества на занятиях»

Октябрь- декабрь 2018

В течение года

Октябрь 2018

Ноябрь 2018

2.2

Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста».

Работа с детьми:

1)Использование загадок в образовательной деятельности .

2)КВН по загадкам.

3)Загадки в режимных моментах.

Работа с родителями:

2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы».

3) Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста

Работа с коллегами:

1)Оформление консультационной папки "Роль загадки в развитии ребенка"

Январь-февраль 2019

Январь-февраль 2019

Январь 2019

Февраль 2019

Февраль  2019

2.3.

Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».

Работа с детьми:

1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.

3)Тематическое занятие : «История русской матрешки»

4) Игра – инсценировка по мотивам колыбельных песен

Работа с родителями:

1)Показ родителям  ролика «Потешки в жизни нашей группы».(дистационно)

Работа с коллегами:

1) Консультация для воспитателей  «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Март- май 2019

Март- май 2019

Апрель 2019

Май 2019

2.4.

Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

Работа с детьми:

1)Настольно – печатные игры по народным сказкам.

2)Рисование по мотивам сказок.

Работа с родителями:

1)Консультация «Почитай мне сказку, мама».

Работа с коллегами:

1) Создание папки - передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

Сентябрь- октябрь 2019

Сентябрь- октябрь 2019

Октябрь 2019

Сентябрь 2019

2.5.

Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам».

Работа с детьми:

1) Настольно – печатные игры.

2)Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

3)Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

Работа с родителями:

Папка-передвижка: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка».

Работа с коллегами:

1)Консультация на тему: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Ноябрь –декабрь 2019

Ноябрь –декабрь 2019

Декабрь 2019

Ноябрь 2019

2.6.

Тема: «Устное народное творчество как средство духовно - нравственного развития личности ребенка».

Работа с детьми:

1)Лепка сказочных героев.

2)Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.

3)Тематическое занятие «Знакомство с избой»

Работа с родителями:

Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Работа с коллегами:

1) Мастер- класс «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».

 Январь- май 2020

Январь –май 2020

Февраль 2020

Апрель 2020

2.7.

Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Работа с детьми:

1) Тематическое занятие « Русская национальная одежда»

2)Рисование по мотивам потешек.

3)Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.

 Работа с родителями:

1) Совместное творчество детей и родителей (выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»).

Работа с коллегами:

1) Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Сентябрь-октябрь  2020

Сентябрь-октябрь  2020

Сентябрь 2020

Октябрь 2020

2.8.

Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

Работа с детьми:

1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Работа с родителями:

Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки.

Работа с коллегами:

Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников».

Ноябрь- декабрь 2020

Ноябрь- декабрь 2020

Ноябрь 2020

Декабрь 2020

2.9.

Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

Работа с детьми:

1)Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

2)Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью.

3) Развлечение «Широкая Масленица».

Работа с родителями:

Отчет по теме самообразования. Презентация.(дистационно)

Работа с коллегами:

Консультация «Использование инновационных технологий по приобщению детей к устному народному творчеству»

Январь –май 2021

Январь –май 2021

 Май 2021

Март 2021

Используемая литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  2. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;
  3. Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000;
  4. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  6. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9.
  7.  Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
  8.  Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
  9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8.
  10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001.
  11.  Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
  12.  Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4.
  13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9.
  14.  Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2.
  15.  Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5.
  16. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000.
  17. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.
  18. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5,
  19.  Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.;  
  20. Журналы «Ребёнок в детском саду»;  
  21. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998;
  22. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.;
  23. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012.
  24. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010.
  25. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 2005;
  26. И.А. Лыкова «Цветные ладошки»,  «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз - Дидактика».                      
  27. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с;
  28. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.;
  29. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 2003;
  30. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".

Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах.  Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...