План работы по самообразованию воспитателя
материал по развитию речи
План по теме самообразования
тема: "Влияние устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_samoobrazovaniya.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Льгова»
План работы по самообразованию
воспитателя
МБДОУ «Детский сад №1 г.Льгова»
Афанасьевой Марины Николаевны
Тема: "Влияние устного народного творчества в развитии речи детей с дошкольного возраста"
2018 – 2021 г.
Цель работы:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
для воспитателя:
- повышение уровня педагогической компетенции «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего дошкольного возраста»;
- использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на занятиях по развитию речи и в режимных моментах;
- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи.
для детей:
- умение владеть навыками грамотной и выразительной речи;
- умение последовательно высказывать свои мысли;
- выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.
Срок реализации: 3года
Актуальность темы.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационный | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. |
Диагностический | Исследование начального уровня знаний об устном народном творчестве Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | Определение начального уровня знаний и отношений детей к истокам устного народного творчества. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение . Формирование методического комплекса. | Работа с детьми Работа с родителями воспитанников Работа с педагогами ДОУ Обогащение РППС. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | Отчёт о проделанной работе по теме. Выступление на педсовете. |
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап | |
Изучение методической литературы Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами | 2018-2021 уч.г. | |
2. | Практический этап | |
2.1. | Тема: «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника. Роль потешек в развитии речи ребенка». Работа с детьми: 1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности . 2)Чтение детям русских народных сказок. 3)Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам малых форм фольклора. 4) Разучивание и проговаривание потешек. Работа с родителями: Папка передвижка «Роль потешки в речевом развитии дошкольников» Работа с коллегами: 1 Семинар – практикум для воспитателей: «Использование устного народного творчества на занятиях» | Октябрь- декабрь 2018 В течение года Октябрь 2018 Ноябрь 2018 |
2.2 | Тема: Изучение темы «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста». Работа с детьми: 1)Использование загадок в образовательной деятельности . 2)КВН по загадкам. 3)Загадки в режимных моментах. Работа с родителями: 2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы». 3) Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста Работа с коллегами: 1)Оформление консультационной папки "Роль загадки в развитии ребенка" | Январь-февраль 2019 Январь-февраль 2019 Январь 2019 Февраль 2019 Февраль 2019 |
2.3. | Тема: «Использование фольклора в работе с детьми». Работа с детьми: 1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». 2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор. 3)Тематическое занятие : «История русской матрешки» 4) Игра – инсценировка по мотивам колыбельных песен Работа с родителями: 1)Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».(дистационно) Работа с коллегами: 1) Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» | Март- май 2019 Март- май 2019 Апрель 2019 Май 2019 |
2.4. | Тема: «Роль сказки в воспитании детей». Работа с детьми: 1)Настольно – печатные игры по народным сказкам. 2)Рисование по мотивам сказок. Работа с родителями: 1)Консультация «Почитай мне сказку, мама». Работа с коллегами: 1) Создание папки - передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». | Сентябрь- октябрь 2019 Сентябрь- октябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 |
2.5. | Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам». Работа с детьми: 1) Настольно – печатные игры. 2)Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. 3)Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). Работа с родителями: Папка-передвижка: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка». Работа с коллегами: 1)Консультация на тему: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». | Ноябрь –декабрь 2019 Ноябрь –декабрь 2019 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 |
2.6. | Тема: «Устное народное творчество как средство духовно - нравственного развития личности ребенка». Работа с детьми: 1)Лепка сказочных героев. 2)Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник. 3)Тематическое занятие «Знакомство с избой» Работа с родителями: Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Работа с коллегами: 1) Мастер- класс «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». | Январь- май 2020 Январь –май 2020 Февраль 2020 Апрель 2020 |
2.7. | Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». Работа с детьми: 1) Тематическое занятие « Русская национальная одежда» 2)Рисование по мотивам потешек. 3)Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок. Работа с родителями: 1) Совместное творчество детей и родителей (выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»). Работа с коллегами: 1) Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». | Сентябрь-октябрь 2020 Сентябрь-октябрь 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 |
2.8. | Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек». Работа с детьми: 1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Работа с родителями: Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки. Работа с коллегами: Консультация: «Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников». | Ноябрь- декабрь 2020 Ноябрь- декабрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 |
2.9. | Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». Работа с детьми: 1)Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». 2)Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью. 3) Развлечение «Широкая Масленица». Работа с родителями: Отчет по теме самообразования. Презентация.(дистационно) Работа с коллегами: Консультация «Использование инновационных технологий по приобщению детей к устному народному творчеству» | Январь –май 2021 Январь –май 2021 Май 2021 Март 2021 |
Используемая литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;
- Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000;
- Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8.
- Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001.
- Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
- Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4.
- Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9.
- Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2.
- Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5.
- Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000.
- Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.
- Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5,
- Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.;
- Журналы «Ребёнок в детском саду»;
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998;
- Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.;
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2012.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 2005;
- И.А. Лыкова «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз - Дидактика».
- Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с;
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.;
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 2003;
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".
Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах. Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...
Перспективный план работы по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на 2012 - 2013 уч. год по теме: " Играем с детьми в театр"
В плане раскрыта работа воспитателя по самообразованию...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающи...
План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».
Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...