Что такое общее недоразвитие речи
консультация по развитию речи (старшая группа)
Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением:«общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не стоит. Необходимо просто как можно раньше начать с малышом коррекционную работу – тогда вероятность того, что в школу он пойдет уже без речевых проблем, значительно возрастет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_sovety_roditelyam_chto_takoe_obshchee_nedorazvitie_rechi.docx | 85.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением:
«общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не стоит. Необходимо просто как можно раньше начать с малышом коррекционную работу – тогда вероятность того, что в школу он пойдет уже без речевых проблем, значительно возрастет.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение, при котором у ребенка сохранны слух и интеллект, но имеются сложности формирования всех компонентов речевой системы. Затруднения, которые такие дети испытывают, связаны как с фонетической стороной речи, так и со смысловой и синтаксической. Это и нарушение звукопроизношения, и очень бедный словарный запас, и неумение употреблять предлоги, и все это в комплексе.
Среди возможных причин таких нарушений - различные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, патологии или травмы при родах и т.д. Также развитие ОНР провоцируют неблагоприятные условия воспитания, сложные ситуации в семье – в особенности, во время формирования и становления речи как таковой. ОНР у детей не диагностируют раньше трех лет. Это не значит, что у ребенка, еще не достигшего этого возраста, не может быть речевых проблем: задержка развития речи (илиЗРР) – распространенная проблема среди полуторагодовалых. Но говорить об общем недоразвитии речи можно только тогда, когда речь уже должна сформироваться. В норме это как раз и происходит к трем годам.
В речевой карте ребенка рядом с заключением «ОНР» логопед обязательно указывает в скобках уровень развития речи: первый, второй или третий.
Дети с первым уровнем речевого развития – отнюдь не чемпионы. Первый уровень – самый «нижний» и тяжелый. Словарный запас у них крайне беден и состоит в основном из нескольких звукоподражаний («мяу», «би-би», «цок-цок») и «полуслов» – отдельных слогов или их комбинаций, за которыми ребенок закрепляет значения («бах» – «упало»;
«ай» – «дай»; «ди» – «иди») – одним подобным словом может заменяться целый ряд понятий. Чаще всего этим скудным набором малыши и довольствуются, щедро
«приправив» свою речь мимикой и жестами, но в более тяжелых случаях имеет место и полное отсутствие речи. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно также преобладание пассивного словаря над активным. Это значит, что они понимают больше слов, чем употребляют. Становясь старше, ребенок пользуется только простыми предложениями и начинает допускать ошибки в их синтаксическом строе. Такие дети затрудняются определить место звука в слове и иногда произвольно сокращают сложное слово на один-два слога. Кроме того, малыши плохо усваивают новую информацию, с трудом запоминают новые слова, что тоже не помогает развитию речи.
Ребенок со вторым уровнем речевого развития испытывает похожие проблемы, но кроме жестов и «лепетных» слов в его словарный запас включаются отдельные общеупотребительные, хотя и в искаженной форме: например, «лябока» – «яблоко». Падежи часто используются детьми со вторым уровнем речевого развития неправильно, и они не видят разницы между различными падежными формами. Слоговая структура слова тоже часто бывает нарушена: ребенок пропускает слоги или меняет их местами.
Третий уровень речевого развития – самый легкий по степени нарушения речи. На этом уровне появляется развернутая речь: малыш способен строить целые фразы или даже небольшие рассказы на заданную тему. При этом несколько звуков одной фонетической группы часто заменяются одним звуком: например, «сярф» – «шарф». С малознакомыми людьми такие дети предпочитают общаться только в присутствии родителей, которые способны пояснить, что ребенок имеет в виду. Некоторые дети сознательно избегают слов и выражений, вызывающих у них затруднения и заменяют их на другие – по их мнению, сходные по смыслу.
Методы коррекции
Занятия с ребенком с ОНР должны быть не только логопедическими, но и просто развивающими. Такие дети нуждаются в постоянном обогащении активного словаря и развитии навыка связной речи. Поэтому в коррекционных детсадах воспитатель группы с ОНР обязательно работает в содружестве с логопедом и старается органично вписывать рекомендованные им занятия в свободную деятельность детей. Кроме того, такое явление как ОНР требует активного участия родителей в коррекции речевого нарушения.
Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу справиться с ОНР? Не так уж мало.
Для практически не говорящего ребенка первым шагом должна стать работа над пониманием речи. Его необходимо как можно чаще просить выполнить какие -то
несложные инструкции («Принеси игрушку», «Покажи, где мишка?»). Важно также развивать подражательность: сначала малыш может только повторять за родителями простые движения – танец, комбинацию прыжков или хлопков, а затем их начинают сопрягать с речью (именно на это направлены всем известные детские игры – «Ладушки»,
«Сорока-белобока» и др.). Крайне важно стимулировать развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Необходимо научиться сортировать предметы по цвету, величине и форме, называть части тела, показывать предметы на сюжетной картинке. Все игры, в которые с малышом играют родители, должны быть направлены на побуждение к общению, так как у многих детей с ОНР наблюдается так называемый речевой негативизм
– нежелание (а порой и страх) говорить.
Следующий шаг – обучение построению простых предложений – для начала всего из двух слов. Затем – расширение пассивного словарного запаса (слова, которые ребенок понимает, но не обязательно употребляет) и различение форм единственного и множественного числа. В дальнейшем необходимо обращать внимание на грамматическое построение предложения, учить отличать сходные по звучанию слова и показывать обозначающие их предметы на картинках, делить слова на слоги. Не рекомендуется самостоятельно заниматься коррекцией звукопроизношения: некоторые тонкости родители могут просто не учесть, зато логопед сразу поставит звук, как следует. В целом, работу над коррекцией ОНР родители должны вести совместно со специалистом и следовать его указаниям. Конечный результат зависит от возраста ребенка и степени недоразвития речи: в среднем коррекционная работа составляют от одного года до трех лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое общее недоразвитие речи?
Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не ст...
Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...
Что такое общее недоразвитие речи?
Стендовая консультация для родителей...
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
консультация. Что такое общее недоразвитие речи.Содержит материал в котором раскрыты четыри уровня нарушения речи.Признаки нарушения речи на каждый уровень....
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье....
Родительское собрание "Что такое Общее недоразвитие речи?"
Презентация содержит информацию о причинах нарушений речи, о проявлениях общего недоразвития речи....
Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, отн...