Мнемодорожки для пересказа сказок
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Использование приемов мнемотехники важно для дошкольников, поскольку для этого возраста характерно наглядно-образное мышление, опирающееся на внешние визуальные стимулы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemodorozhki_dlya_pereskaza_skazki.docx | 958.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемодорожки для пересказа сказки
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку для этого возраста характерно наглядно-образное мышление, опирающееся на внешние визуальные стимулы, т.е. наглядный материал усваивается лучше вербального.
В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
Структура мнемотехники
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, можно усложнить задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой ряд картинок, расположенных горизонтально в виде дорожки. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
В своей работе с детьми с ЗПР мы используем мнемодорожки для разучивания пальчиковых гимнастик. Использование мнемотехники помогает в обучении детей пересказу заранее услышанного литературного произведения. Так, например, в рамках театрального проекта нами была сделана мнемодорожка для пересказывания сказки «Заюшкина избушка».
Особенность данной мнемодорожки в том, что кроме визуальной подсказки, обозначающей действующих в некоторый момент героев, были использованы схемы пальцевых поз. Моторное подкрепление пересказа благоприятно воздействует на речевое развитие дошкольников.
В пересказе сказки смогли участвовать и плохо говорящие дети, жестами показывающие персонажей сказки в нужный момент.
По мере освоения дошкольниками текстом и движениями в сказку добавлялись новые жесты: идет - «пальчики бегут», плачет - указательными пальчиками проводим по щекам вниз и т.д., которые сопровождались речевыми высказываниями.
Таким образом, использование ребенком мнемодорожки позволяет ему соблюдать сюжетную линию сказки, использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его.
Использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно влияет на речь детей. Система работы с использованием приемов мнемотехники способствует появлению в их речи логики и последовательности изложения, дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по применению нетрадиционных методов работы в обучении пересказу сказок и разучивании стихов.
Развите речи детей подготовительной группы....
“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”
Консультация для воспитателей“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”...
«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...
Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК И КОРОТКИХ РАССКАЗОВ
Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии.Предмет исследования: методические основы обучения дете...
Мастер – класс на тему «Использование абака при пересказе сказок»
доступное пособие для воспитателей при обучении детей пересказу сказок...
"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...