Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_10gr.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников.
Дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребёнок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми. В последнее время все больше внимания в развитии и воспитании дошкольника уделяется интеллектуальной сфере.
Дети со слабо развитым эмоциональным интеллектом, не в полной мере понимают, что им сообщается другими людьми, сверстниками при невербальном общении, неправильно оценивают их отношение к себе. Человек, который не может распознать и управлять своими эмоциями, с трудом понимает эмоции других людей, соответственно, не может правильно оценить реакции окружающих, что влечет за собой конфликты. Дети дошкольного возраста подвержены эмоциям в большей степени, чем кто-либо, так как еще не могут управлять своими чувствами в силу возрастных особенностей, это приводит к импульсивности, к сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей, а также способность управлять своими эмоциями в целях решения практических задач.
ФГОС ДО определяет необходимость развития эмоционального интеллекта именно в дошкольном детстве. Поэтому, одна из задач педагога в дошкольном образовательном учреждении – способствовать осознанию ребенком своих эмоциональных проявлений.
Поскольку в современном мире просмотр детьми мультфильмов – это одно из любимых занятий, в нашей педагогической деятельности появилось такое направление, как чтение, просмотр и запись видеоролика по мотивам литературного произведения, которое, на наш взгляд, помогает дошкольникам осознать свои чувства и эмоции, тем самым способствуют развитию гармоничной личности. В записи приняли участие все дети нашей группы, у каждого была своя роль, свой костюм, свои слова и необходимый по сценарию атрибут. Каждому ребенку предлагалось показать всю гамму эмоций своего персонажа.
Основная цель нашей идеи следующая: создание условий для осознания своих эмоций и эмоций других через подготовку к записи и запись видеоролика по мотивам стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный».
Основные задачи:
- Воспитывать осознание своих чувств, желаний, поступков.
- Помогать понять эмоции и чувства других людей через понимание эмоций и чувств героев выбранного произведения.
- Развивать навыки социального поведения.
Для проведения записи необходима предварительная работа, определенное техническое оснащение, а именно, записывающее устройство, компьютер или ноутбук, работа с родителями, разучивание ролей к сценке, подготовка костюмов и атрибутов
Структура записи ролика следующая:
- Приветствие.
- Введение в тему деятельности.
- Просмотр мультфильма по мотивам стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный».
- Разбор чувств и эмоций героев мультфильма.
- Закрепление в деятельности детей новых знаний.
- Рефлексия.
- Запись видеоролика
- Рефлексия
- Просмотр полученного видео материала
В качестве приветствия во взаимодействии с детьми используются разнообразные коммуникативные и хороводные игры – приветствия. Для стимулирования у дошкольников интереса к теме, создания мотивации, погружение в тему, применяются речевые загадки, игры с элементами психогимнастики.
Основная часть образовательной ситуации – просмотр и воспроизведение мультипликационного фильма «Вот какой рассеянный». Мультфильм в созданной ситуации служат для помощи детям в осознании и переживании чувств и эмоций как своих, так и других людей, роль которых предстоит сыграть каждому ребенку. Этому способствуют либо задача, поставленная перед просмотром, либо вопросы, задаваемые педагогом после просмотра фрагмента.
Кроме этого, мы используем также следующие приемы работы с мультфильмом по литературному произведению:
- Приём «что будет дальше?». Мультфильм в определенный момент останавливается, следует вопрос к детям «Как вы думаете, что было дальше?». Таким образом, актуализируется личный опыт ребенка, где каждый может высказать свои предположения и мысли. Далее включается мультфильм, и дети сравнивают свои предположения и события на экране, рассуждают, почему герой поступил именно так, что чувствовал.
- Приём «Разыгрывание по ролям». Определенный момент проигрывается детьми по ролям с актуализацией и проговариванием чувств и эмоций «актеров». Таким образом, мы готовимся к воспроизведению данного поизведения по ролям, уточняя понравившегося персонажа у каждого ребенка.
- Приём «Сыграем по – другому». Проходит так же, как «Разыгрывание по ролям», но актерам дается определенная установка на эмоции или переживания. (например, сыграть момент, как будто рассеянный сделал все правильно и ничего не перепутал).
- Приём «Нарисуй мультфильм, героя, ситуацию». Дети рисуют понравившийся эпизод или героя стихотворения.
Следующий этап – закрепление полученных знаний и навыков в деятельности детей по средствам применения их для создания записи. Заканчивается встреча рефлексией, где каждый ребенок может высказаться, что ему понравилось, что получилось или не получилось в разыгрывании его роли.
Заключение.
Просмотр и воспроизведение детьми мультфильмов, сказок, сценок помогают нам развивать эмоциональный интеллект ребенка, способствуют формированию навыков социального поведения детей, служат инструментом коррекции негативного поведения.
Через литературные произведения дошкольники видят и принимают новые модели поведения, другие способы действия в тех или иных ситуациях, получает эмоциональную поддержку.
Используемая литература:
- Бурухина, А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - С. 60-71.
- Конспекты интегрированных занятий на основе просмотров детских мультипликационных фильмов // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 96-101.
- Алексеенко, Е. Мультфильмы-воспитатели: [о воспитат. роли мультфильмов] / Е. Алексеенко, М. Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Литературный проект как эффективное средство развития речи и творчества у дошкольников
Данный проект обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, речевых навыков и тво...
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Уважаемые коллеги, делюсь с вами как сказка помогает в развитии эмоционального интеллекта ребенка....
Методическая разработка: Видеоролик по литературному произведению С.Маршака «Вот какой рассеянный» как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников по средствам записи видео ролика "Вот такой рассеянный"...
Сказкотерапия как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является вопрос о развитии эмоционального интеллекта, явления, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собст...
Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии
В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного ...