Литературный проект как эффективное средство развития речи и творчества у дошкольников
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Данный проект обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, речевых навыков и творчества у детей с ОНР.
А также познакомит детей с творчеством детского писателя К.И. Чуковского.
- Содействует развитию чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.
- Поощряет творческие проявления детей в ролевых играх по сюжетам сказок К.И. Чуковского, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и в других видах деятельности.
- Способствует развитию всех компонентов устной речи детей с ОНР на основе содержания литературных произведений.
- Формирует речемыслительную деятельность, способность устанавливать причинно-следственные связи, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, умение различать границы фантастического и реального.
- Развивает творческий потенциал детей и родителей в процессе реализации проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературный проект как эффективное средство развития речи и творчества у дошкольников
Среди задач образовательной деятельности в детском саду важнейшее место отводится развитию у дошкольников основных компонентов языковой системы. Универсальным средством речевого развития детей служит художественная литература. Она дает прекрасные образцы русского литературного языка, образной речи, способствует развитию поэтического слуха, словесного творчества, познавательной активности.
Неустойчивый интерес современных детей к произведениям художественной литературы, отсутствие традиций семейного чтения, а также недостаточное развитие коммуникативных навыков дошкольников обусловили использование в образовательном процессе нашей ДОО литературных проектов.
Такие проекты имеют направленность на комплексное решение средствами художественной литературы задач образовательной области «Речевое развитие», определенных в ФГОС ДО.
Одним из примеров использования литературных проектов в развитии речи и творчества дошкольников может служить работа над проектом «Любимые сказки Корнея Чуковского», реализованным в нашей группе в текущем учебном году.
Среди книг, которые читают взрослые детям, произведения К.И. Чуковского стоят на одном из первых мест. Велико воспитательное, познавательное и эстетическое значение его произведений, так как, они расширяют знания детей об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.
Мы предполагали, что реализация данного проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, речевых навыков и творчества у детей с ОНР.
Цель проекта нашла конкретизацию в задачах:
- Знакомить детей с творчеством детского писателя К.И. Чуковского.
- Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.
- Поощрять творческие проявления детей в ролевых играх по сюжетам сказок К.И. Чуковского, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и в других видах деятельности.
- Развивать все компоненты устной речи детей с ОНР на основе содержания литературных произведений.
- Формировать речемыслительную деятельность, способность устанавливать причинно-следственные связи, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, умение различать границы фантастического и реального.
- Развивать творческий потенциал детей и родителей в процессе реализации проекта.
Выстраивая систему работы по литературному проекту, мы определили основные направления и этапы деятельности.
Реализацию проекта мы начали с организации предметно - развивающей среды и подбора необходимой методической литературы.
На содержательном этапе проекта провели цикл бесед с детьми с использованием иллюстраций, книг и презентаций по ознакомлению с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, в ходе которых обращали внимание воспитанников на многогранный талант писателя, его юмор и душевное отношение к детям.
Знакомя со сказками «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон», вспоминая такие произведения как «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце» и другие, мы привлекали внимание детей к эмоциональной окраске текста, языковым средствам выразительности, обращали внимание на то, что в произведениях автора добро побеждает зло.
Подобрав несколько изданий одной и той же книги писателя, мы дали возможность детям при рассматривании сравнивать иллюстрации разных художников-оформителей к произведениям Чуковского.
Немаловажную роль в решении проблемы формирования у детей интереса к книге и детским писателям играют литературные мини-музеи. Совместно с воспитанниками и их родителями мы создали в группе «Мини-музей К. И. Чуковского», где собрали весь материал по проекту. В мини-музее помимо портрета автора и его книг для детей представлены персонажи его произведений, рисунки, поделки, макеты, отражающие фрагменты различных стихов и сказок, иллюстрации к текстам, фотографии писателя в разные периоды жизни, фото его дома-музея… Наиболее яркими экспонатами мини-музея являются поделки к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», выполненные детьми совместно с родителями и педагогами.
В мини-музее дети могут просматривать книги, прослушивать звуковые сказки К.И. Чуковского в исполнении автора, рассказывать о своих поделках, играть с ними, заниматься творчеством, что способствует полноценному развитию их интегративных качеств.
Проектная деятельность позволила познакомить детей с творчеством К. Чуковского в разных видах деятельности. (с 19) Так, на музыкальных занятиях мы слушали отрывок из оперы «Муха-Цокотуха» композитора Михаила Ивановича Красева, в дидактических играх: «Доскажи словечко», «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку», «Лото по сказкам К. Чуковского» дети закрепляли знание содержания и героев его сказок, свои впечатления, полученные в процессе знакомства с произведениями К. Чуковского, они могли отразить в художественном творчестве, игровой деятельности. Например, в таких сюжетно-ролевых играх, как «Доктор Айболит», «Ветеринарная лечебница», в режиссерских играх на макетах.
Параллельно с расширением и углублением знаний детей о прочитанных произведениях в ходе проекта решались задачи стимулирования речевой активности воспитанников, совершенствования их связной речи, развития словаря, интонационной выразительности речи.
Благодаря включению в структуру каждого занятия по ознакомлению с художественной литературой речевых задач, словарный запас детей обогатился новыми словами (лапти, цокотуха, гиппопотам, Лимпопо и др.). В процессе составления описательных рассказов о героях прочитанных произведений, рассказывания о продуктах творческой деятельности дети совершенствовали монологическую речь, пользовались доказательной речью. В игре «Продолжение сказки» дошкольники составляли свою концовку к сказкам с опорой на выбранные картинки, что способствовало развитию их воображения и словесного творчества. Заучивание отрывков из сказок, творческие задания типа «Подбери рифму» стимулировали развитие поэтического слуха, совершенствование образной речи детей.
Для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности мы практиковали показы мини-спектаклей по произведениям Чуковского с использованием разных видов театра: игры - драматизации, настольный, пальчиковый, кукольный театр. Подготовили инсценировку по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха», в которой приняли участие все воспитанники группы. На подготовительном этапе дети совместно с логопедом заучивали стихи, работали над интонацией, дикцией, закрепляли поставленные звуки. Активное участие в оформлении номера, подготовке сценических костюмов приняли родители наших воспитанников, они же были и первыми благодарными зрителями, которым мы представили эту постановку. На конкурсе инсценировок детского сада «Калейдоскоп героев любимых книг» выступления юных артистов оценивало жюри, в составе которого были представители администрации нашего детского сада, Постановка нашей группы была удостоена 2 места.
Опыт участия в театрализованной деятельности важен для наших воспитанников, т.к. он способствует не только приобщению детей к театральной культуре, но и позволяет формировать у них социальные навыки и поведение, развивать дикцию и интонационную выразительность речи, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.
Эффективной формой работы с семьями воспитанников в рамках проекта стало совместное творчество детей и родителей: изготовление поделок по сюжетам прочитанных книг, книжек-самоделок по сказам К.И. Чуковского. Все семейные работы мы демонстрировали на групповых выставках: «Книжки-малышки», «В гостях у сказки». Совместному творчеству детей и родителей была посвящена фотовыставка в приемной группы, где дети могли показать и рассказать всем желающим, как они мастерили поделки по сказкам любимого писателя.
В ноябре была проведена встреча детей и родителей в центральной детской библиотеке в форме литературной гостиной по творчеству К.И. Чуковского. Взаимодействие с семьями воспитанников помогло увлечь детей темой проекта, вызвать у них заинтересованность совместной с родителями творческой деятельностью.
Заключительным этапом нашего проекта стало тематическое развлечение «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского с Бармалеем», в ходе которого дети в игровой форме закрепили знания о любимых произведениях писателя, сказочных героях, смогли проявить своё творчество.
Подводя итог, можно сказать, что в результате проведения комплексной работы по проекту «Любимые сказки К. И. Чуковского» у детей появились интерес к книге, желание больше узнать о творчестве не только Чуковского, но и других детских писателей и поэтов.
Работа по литературному проекту также способствовала развитию у детей группы речевых навыков: старшие дошкольники могут высказать суждения о характере и поступках героев в описательном и повествовательном монологе, могут передать содержание прочитанного произведения, стараются использовать в своей речи средства интонационной выразительности. Кроме того, у детей повысилось внимание к слову и критическое отношение к собственной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»
Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...
Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"
Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...
проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение...
Проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;Проблема, на решение которой направлен проект:Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей р...
ПРОЕКТ «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ....
Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников...
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...