Игры по речевому развитию детей 4-5 лет
консультация по развитию речи (средняя группа)

Наумова Ольга Сергеевна

Буклет рекомендован родителям и педагогам, воспитывающим детей 4-5 лет. Буклет содержит рекомендации и примеры речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_srednyaya.docx90 КБ

Предварительный просмотр:

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
(Горячий – холодный. Хороший - плохой. Умный - глупый. Весёлый - грустный. Острый - тупой. Гладкий - шероховатый.)

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
(Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит  -ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…)

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
(Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, лёд, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки.)

 «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
( Голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.)

 «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.
«Что умеют делать белки?» ребенок отвечает на вопрос. (Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.)

 «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
- что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
- что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
- что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
- что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
(Корова  мычит. Тигр рычит. Змея шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает)

«Слова - приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

Рекомендации учителя -  логопеда для развития речи детей 4-5 лет:

-  Разговаривать о том, что произошло сегодня.

- Рассказывать детям простые шутки.

- Побуждать их по – новому играть со старыми игрушками.

- Давать детям задания, развивающие самостоятельность.

- Отвечать на вопросы «вглубь и вширь», задавать свои вопросы.

- Предлагать для творчества необычные материалы (лоскутки, шерстяные нитки, пуговицы, проволоку и пр.)

Желаю успехов Вам и вашим детям!!!

МАДОУ «Детский сад №22 общеразвивающего вида»

 Счастливые милые дети мальчик и девочка вместе читать книгу | Премиум  векторы

Составитель:

учитель-логопед Наумова О.С.

Речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 

 Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей  – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться правил:

- Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

- Следите, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

- Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

- Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

- Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Артикуляционная гимнастика –  это выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. 

 «Рыбка шевелит губами».
Смыкать и размыкать губы.

«Улыбка»
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

«Лопаточка»
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10.

«Иголочка»
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

«Часики»
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

«Качели»
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

 «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язычок и щеки с внутренней стороны (без сильного надавливания).

«Лошадка». Щёлкать языком быстро и медленно.

Пальчиковые игры -  не только развивают мозг малыша, но и помогают снять эмоциональное напряжение.

«Дружба»        

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. в замок
(несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.
(соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями) 

 «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – («Пересчет» пальчиков)

О них ты на улице не забывай.      

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

  • «Волшебная бумага». Различные манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать).
  • «Крышечки». Откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.
  • «Прятки». В глубокую миску насыпаем фасоль, горох или крупные макароны и прячем в них маленькие игрушки из киндер-сюрпризов.

«Рисование на подносе». Рисование пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка.

«Ватные палочки». Играем с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе

Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...

«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...